Значение воли в организации деятельности и общения человека
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляетсяв таких свойствах, как:
сила воли;
энергичность;
настойчивость;
выдержка и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Их можно рассматривать как первичные, илибазовые, волевые качестваличности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают:
решительность;
смелость;
самообладание;
уверенность в себе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями:
ответственность;
дисциплинированность;
принципиальность;
обязательность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.(См. дополнительный иллюстративный материал.)По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: "Что случилось?" Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца. Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними"8.
Проблемы для обсуждения: 1. Основные признаки воли как психологического явления. 2. Значение воли в организации деятельности и общения человека. 3. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Психология и педагогика
- Развитие познания в истории человеческого общества
- Знания как основной элемент содержания общего образования
- Рациональное и чувственное познания действительности
- 1.2. Мировоззренческие картины мира
- Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений
- Виды и социально-исторические типы мировоззрений
- Различные картины мира
- 1.3. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности
- Разные виды веры
- Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
- 1.4. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности
- Уровни научного знания
- Организация эмпирического и теоретического уровня знаний
- 1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
- Особенности гуманитарных наук
- Специфика социального познания
- Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека
- 1.6. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста
- Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
- Акмеологический подход к проблемам профессионального развития человека
- Качества субъекта труда как специалиста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Объект и предмет психологии
- 2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности
- Субъективная и объективная реальность
- Психологические факты и психические явления
- Предмет и объект психологии как науки
- 2.2. Основные формы психики
- Стадии и уровни психического отражения у животных
- Условное деление психики человека
- Отличие психики животных от психики человека
- 2.3. Научные школы в западной и отечественной психологии
- Причины и сущность кризиса психологической науки
- Основные зарубежные психологические школы
- Отечественные школы психологии хх века
- 2.4. Психологическая наука и психологическая практика
- Этические стандарты деятельности практического психолога
- Основные направления практической психологии
- 2.5. Роль психологических знаний в современной педагогической практике
- Роль психолога в организации педагогического процесса
- Психолого-педагогические тенденции в развитии современной школы
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Способы приобретения психологических знаний
- 3.1. Источники психологических знаний
- Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике
- Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека
- 3.2. Житейские психологические знания о себе и других людях
- Необходимость житейских психологических знаний для развития психологии
- Отличие житейских психологических знаний от научных (См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Позиция научного психолога в отношении житейской психологии
- 3.3. Классификация методов психологического исследования
- Подходы к классификации методов психологического исследования
- А. Неэкспериментальные психологические методы
- Б. Диагностические методы
- В. Экспериментальные методы
- Г. Формирующие методы
- 3.4. Проблема достоверности получаемой психологической информации
- Зависимость достоверности получаемых психологических данных от надежности и валидности используемых методик
- Понятие надежности теста
- Понятие валидности теста
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности
- 4.1. Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии
- Объяснительные принципы психологии
- Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач
- 4.2. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
- Проблема биологического и социального в психологии
- Типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, выделенные э.Кречмером
- Виды взаимодействия генотипа и среды
- 4.3. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека
- Понятие сензитивных и критических периодов
- Жизненный цикл человека
- Периодизация психического развития человека
- Виды ведущей деятельности
- Список рекомендуемой литературы
- Чувственное и рациональное познание Тема 5. Структура психики
- 5.1. Мотивационно-потребностная сфера человека
- Структурные компоненты психики человека
- Потребности и мотивы (диспозиции)
- Параметры мотивационной сферы человека
- Иерархия потребностей
- 5.2. Когнитивные теории мотивации
- Теория когнитивного диссонанса
- Теория баланса
- Сценарии (скрипты) и контрфакты
- 5.3. Психические познавательные процессы
- Эмоциональные процессы
- Сенсорно-перцептивные процессы
- Коммуникативные процессы
- 5.4. Сознание и бессознательное
- Феном сознания, его типы
- Соотношение сознания и бессознательного
- Состояния сознания
- 5.5. Измененные состояния сознания
- Виды измененных состояний сознания
- Сон и его основные стадии
- Искусственно вызванные измененные состояния сознания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Чувственное познание
- 6.1. Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания
- Ощущение, его психофизиологические основы
- Отличие восприятия от ощущений
- Восприятие, его основные качества и виды
- Организация наших восприятий
- 6.2. Внимание, его свойства и виды
- Внимание, его физиологические основы
- Основные свойства внимания
- Виды внимания
- 6.3. Психологические закономерности памяти
- Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
- Психологические закономерности памяти
- 6.4. Эмоции и чувства как результат чувственного познания мира
- Чувства
- Снятие эмоционального напряжения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Рациональное познание
- 7.1. Мышление как психологический феномен
- Психологические концепции мышления и их философская основа
- Психологическая сущность мышления и его особенности
- Физиологическая основа процесса мышления
- 7.2. Типология и качества мышления
- Формы мышления
- Виды мышления
- Индивидуально-психологические особенности мышления
- 7.3. Мышление как процесс решения задач
- Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса
- Сущность мышления как процесса решения задач
- Типы мыслительных действий и их содержание
- Операции мышления
- 7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения
- Умственное развитие и интеллект человека
- Основные психологические методики изучения интеллекта
- Креативность как характеристика мышления человека
- Методики изучения креативности
- 7.5. Воображение, его формы и механизмы
- Психологическая сущность воображения
- Виды воображения
- Формы воображения
- Механизмы воображения
- 7.6. Общее понятие о языке и речи
- Сущность и признаки языка и речи
- Функции речи
- Формы и виды речи
- Типы речи
- Свойства речи
- 7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа
- Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания
- Архитектоника наук, изучающих речь
- Единицы анализа речи
- Характеристика житейских и научных понятий и особенностей их становления в индивидуальном сознании
- Список рекомендуемой литературы
- Общее и индивидуальное в психике Тема 8. Целостное и парциальное описание человека
- 8.1. Уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности
- Построение психологических характеристик индивида как сфера деятельности практического психолога
- Методы психодиагностики, используемые для построения психологических характеристик личности
- 8.2. Понятие нормы в психологии. Отклонение от норм
- Понятие нормы в различных психологических школах
- Критерии психического здоровья с позиций медицинской психологии
- 8.3. Личность как социокультурная реальность
- Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность"
- Человек как субъект, его психическая организация
- Структура личности
- 8.4. Уникальность жизненного пути личности
- Проблема жизненного пути в психологической науке
- Жизненные планы и жизненный сценарий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Конституциональный уровень психики
- 9.1. Нервная система человека
- Общее строение нервной системы человека
- Отличие человеческого мозга от мозга животных
- 9.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- Условно-рефлекторная деятельность организма
- Функциональная система п.К.Анохина
- Понятие об интегративной деятельности головного мозга
- 9.3. Темперамент и его психологические особенности
- Психологическая характеристика типов темперамента
- Обусловленность темперамента свойствами нервной системы
- Темперамент и личность
- 9.4. Волевая регуляция поведения человека
- Основные признаки воли как психологического явления
- Значение воли в организации деятельности и общения человека
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике
- 10.1. Межличностные отношения в системе общественных отношений
- Личность в системе объективных отношений
- Структура общественных отношений
- Социальная роль
- 10.2. Структура межличностного взаимодействия
- Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия
- Стиль поведения и действий
- Основные механизмы взаимопонимания
- 10.3. Формирование психологического портрета в межличностных отношениях
- Межличностное восприятие и понимание человека
- Формирование межличностных отношений
- Психология межличностного воздействия
- 10.4. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения
- Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия
- Структура конфликтной ситуации
- Виды конфликтов
- 10.5. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи
- Психология трудовой деятельности
- Функции труда и его составляющие
- Психологическое содержание труда
- 10.6. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий
- Психологическое становление профессионала
- Факторы, детерминирующие психологическое становление профессионала
- Список рекомендуемой литературы
- Проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования
- 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
- Измерения человеческого существования
- Проблема смысла человеческого существования
- Представления о ценности образования базовых ценностях общества
- Ценности образования в российской педагогической школе
- 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
- Связь образования и культуры
- Образование как система
- Тенденции развития современного образования
- 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
- Соотношение процессов воспитания и образования
- Понимание процессов развития в педагогическом процессе
- 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия "образования"
- Образование как процесс и как результат
- 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Образование в первобытном обществе и Древнем мире
- Образование в Средние века и в эпоху Возрождения
- Педагогические идеалы Реформации и Просвещения
- Особенности педагогического идеала в русской педагогике
- 11.6. Философские и психологические концепции образования
- Общие основания современных направлений образования
- Основные типы обучения
- 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
- Цели обучения и цели образования
- Таксономия целей образования б.С. Блума
- 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
- Содержание и принципы непрерывного образования
- Теоретические основания принципов непрерывного образования
- Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Современные стратегии и модели образования
- 12.1. Педагогическая наука и ее структура
- Из истории педагогики
- Предметная область и основные категории педагогики
- Методы педагогики
- Отрасли педагогики
- Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем)
- Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы
- Философские основания различных педагогических систем и технологий
- Типы педагогических технологий и основания их классификации
- Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика
- 12.3. Основные концепции и подходы к обучению
- Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий
- Теория проблемно-деятельностного обучения
- Теория содержательного обобщения в.В.Давыдова - д.Б.Эльконина (развивающее обучение)
- Концепция программированного обучения
- Контекстное обучение
- Бихевиористские теории научения
- Гештальттеория усвоения
- Суггестопедическая концепция обучения
- Теория обучения на основе нейролингвистического программирования
- 12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований
- Сущность философской антропологии и ее значение для образования
- Педагогическая антропология и ее основные положения
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 13. Развивающие педагогические технологии
- 13.1. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма"
- Понятие "педагогической технологии"
- Критерии технологичности педагогической технологии
- Структура педагогической технологии
- Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
- Методика и технология
- Методы обучения и их классификация
- Приемы и средства обучения
- Формы обучения
- Основные формы педагогического общения
- Способы обучения
- Системы обучения
- 13.2. Проблема типологии педагогических технологий
- Понятие педагогической технологии
- Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями
- 13.3. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии
- Сущность проблемно-поисковых технологий обучения
- Психолого-педагогические цели проблемного обучения и условия успешной их реализации
- Основные формы проблемного обучения
- Сущность коммуникативных технологий обучения
- 13.4. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
- Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование
- Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике
- Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях
- 13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся
- 13.6. Критерии выбора педагогических технологий
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 14. Педагогика межличностных отношений
- 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества
- Сущность речевого общения и его структура
- Невербальные средства общения
- Виды общения
- 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике
- Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика
- Сущность педагогического взаимодействия
- 14.3. Стили педагогического общения
- Стиль педагогического общения и его структура
- Классификация и особенности стилей педагогического общения
- 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения
- Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
- Виды конфликтов в педагогическом процессе и способы их разрешения
- 14.5. Требования к личности современного преподавателя
- Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
- Сущность и структура педагогического профессионализма
- Социально и профессионально обусловленные качества педагога
- Творчество и инновации в педагогической деятельности
- 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя
- 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя
- Коммуникативные качества и свойства личности педагога
- Коммуникативные умения и способности педагога
- Пути и способы развития педагогических способностей
- Педагогическая этика
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации
- 15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации
- Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды
- Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций
- Моделирование ситуации успеха
- Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций
- 15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
- Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Сферы семейной жизни как среда воспитания
- Задачи воспитания в семье
- 15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания
- Взгляды на проблему самовоспитания и саморазвития в отечественной педагогике
- Факторы, способствующие развитию самовоспитания учащихся
- Методы самовоспитания
- Список рекомендуемой литературы
- Организация образовательной деятельности Тема 16. Формы организации учебной деятельности
- 16.1. Процесс обучения: сущность и организация
- Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса
- Формы обучения, их особенности, признаки и функции
- Методы организации и осуществления учебной деятельности
- 16.2. Умение учиться
- 16.3. Основы работы с текстом
- Строение текста и его анализ
- Виды письменных работ обучаемых
- 16.4. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
- 16.5. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования
- 17.1. Понятие качества образования
- Различное понимание понятия качества
- Различное понимание качества образования
- Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
- 17.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
- Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования
- Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
- 17.3. Психологические отличия учебной оценки и отметки
- Различия между оценкой, отметкой и баллом
- Функции и виды оценки
- Причины необъективности педагогической оценки
- 17.4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового)
- Принципы контролирования успеваемости
- Этапы проверки успеваемости(См. Дополнительный иллюстративный материал.)
- Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
- Методы контроля знаний учащихся
- 17.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
- Поощрение и наказание как методы стимулирования
- Педагогическая оценка как стимул
- Эффективность педагогической оценки
- 17.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
- Особенности рейтинговой системы оценки знаний
- Основные принципы системы рейтинговой оценки
- 17.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
- Тестирование как одна из форм контроля знаний
- Виды тестового контроля знаний
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 18. Управление образовательными системами
- 18.1. Исторический анализ развития образовательной системы в России
- 18.2. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска "своего" пути
- Проблемы и перспективы развития образования в России
- Федеральная программа развития образования
- Характеристика свойств современного образования в России
- 18.3. Управление образованием в России
- Органы управления образованием в Российской Федерации
- Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 18.4. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием
- Список рекомендуемой литературы