Вопрос 47. Методические системы обучения информатике: стр-ра, история становления и развития. Общаяхар-ка структурных компонентов
Инф-ка как учебный предмет была введена во все типы средних школ бывшего СССР с 1 сентября 1985 г. Новая учебная дисциплина получила название «ОИВТ». В общеобразовательной школе предмет преподавался в 2 старших классах (тогда это были IX и X кл.). Постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области инф-ки началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению уч-ся элементов программирования и кибернетики. В этом примечательном периоде истории отеч-ного образования выдел-ся несколько фиксированных этапов, характ-щих важные кач-ные накопления в с-ме школьного образования: мировоззренческие, учебно-методические, организационные и т.д. и привели в середине 1980-х гг. к созданию усл, обесп-шихформир-ние и введение в школу сам-ного учебного предмета.после появления 1-ых ЭВМ в научно-исследовательских учреждениях стали возникать группы уч-ся (нередко разновозрастные) по изучению начал программирования для ЭВМ. Эти первые шаги подтвердили принципиальную осуществимость самой идеи обучения школьников программ-нию. Толчком к созданию 1-ых официальных учебных программ по курсу программ-ния, ориентированного на уч-ся средних школ, послужило появление в начале 1960-х гг. школ с мат-кой специализацией, предусматривающих предпрофессиональную подготовку вычислителей-программистов на базе общего среднего образования. Одна из наиболее перспективных содержательно-метод-ких линий развития основ школьной инф-ки получила развитие с начала 1960-х гг. в связи с экспериментами по обучению уч-ся элементам кибернетики. У истоков этого исследовательского направления стоит В. С. Леднев, предпринявший с 1961 г. экспериментальное преподавание специально разработанного курса по общим основам кибернетики для средней школы .Ему удалось добиться официального включения в середине 1970-х гг. курса «Основы кибернетики» в число факультативных курсов для общеобразовательной ср-ней школы.
Совок-тьспециф-ких понятий, умений и навыков, опр-щая новый элемент общей культуры каждого соврем-го человека и претендующая по этой причине на включение в общее школьное образование получила название алгоритмической культуры уч-ся. Алгорит-кая культура уч-ся как совок-ть наиболее общих «допрограммистских» представлений, умений и навыков обесп-т некоторый начальный уровень грамотности уч-ся ,т.е. создает то операционное наполнение, которое, в частности, обслуживает деят-ть уч-ся в рамках учебных дисциплин за пределами «компьютерной» обстановки. Исследования, направленные на выявление общеобразоват-го материала по программ-нию для ср. школы, связывались с пед-кой задачей формир-ния общеобразовательного предмета по программ-нию для последующего включения в учебный план массовой школы. К середине 1985 г был одобрен путь,позвол-щий решить задачу формир-ниякомпьют. грамот-ти молодежи- введение в школу предмета «ОИВТ» как обязательного, срок введения - 1 сентября 1985 г. К моменту введения инф-ки в школу (1985) уровень компьютерной подготовки работавших в то время в школе выпускников физико-мат-ких факультетов педвузов в массе своей ни в какой мере не соответ-л требованиям преподавания нового курса ОИВТ.Предпринимаемые организационно-методические меры по обеспечению срочной доподготовки учителей для преподавания инф-ки и выч-ной техники из числа работающих учителей мат-ки и физики годились лишь как неотложные меры 1 этапа внедрения ОИВТ в школу. Что же касается налаживания регулярной подготовки учителей инф-ки то эти меры д\б опираться на основательные научно-методические обоснования и разработки.
- Вопрос 1. Педагогика. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Методы научно-педагогического исследования.
- Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- Вопрос 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- Вопрос 6. Духовно-нравственная культура личности. Ее формирование. Овладение общечеловеческими ценностями
- Вопрос 7. Трудовое воспитание учащихся. Его задачи. Виды труда. Культура труда.
- Вопрос 8. Эстетическая культура личности. Ее содержание, методы и формы ее развития
- Вопрос 9. Физ.Культура личности. Проблемы ее формирования в современной школе и семье
- Вопрос 10. Оценочно-вспомогательные методы воспитания.
- Вопрос 11. Коллектив как объект и субъект воспитания
- Вопрос 12. Система работы классного руководителя (воспитателя): его функции, направления деятельности. Специфика его работы в образовательных учреждениях различных видов.
- Вопрос 13. Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье
- Вопрос 14. Диагностика воспитанности школьников. Характеристика методов изучения уровня воспитанности
- Вопрос 15. Коллективная творческая деятельность. Ее специфика. Технология коллективного творческого дела
- Вопрос 16. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- Вопрос 17. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф «Об образовании»
- Вопрос 18. Педагогическая система а.С.Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе.
- Вопрос 19. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы
- Вопрос 20. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.
- Вопрос 21. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А.Сухомлинского
- Вопрос 22. Многообразие образовательных учреждений, их специфика.
- Вопрос 23. Школьный класс как малая социальная группа: хар-ка, стр-ра, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения
- Вопрос 24. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики – новаторов
- Вопрос 25. Диагностика результатов обучения школьников. Традиционная и нетрадиционная оценка работы школьников в процессе обучения
- Вопрос 26. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- Вопрос 27. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- Вопрос 28. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- Вопрос 29. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике
- Вопрос 30. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы инд-ции и дифф-ции
- Вопрос 31. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- Вопрос 32. Системы развивающего обучения
- Вопрос 33. Технологии обучения. Их вариативность и применение в процессе обучения информатике
- Вопрос 34. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 35. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 36. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы со старшеклассниками
- Вопрос 37. Педагогическое общение и его структура. Стили педагогического общения. Проблемы пед.Общения. Культура общения.
- Вопрос 38. Сознание, характеристики сознания. Методы словесно-деятельностной направленности в воспитании
- Вопрос 39. Деятельность. Структура деятельности. Методы деятельностно-практической направленности в воспитании
- Вопрос 40. Психология характера: структура и особенности его формирования в детском возрасте
- Вопрос 41. Внимание. Его виды и свойства. Условия его развития у учащихся в процессе преподавания информатики
- Вопрос 42. Память школьника, характеристика мнемических процессов. Психолого-педагогические условия развития памяти
- Вопрос 44. Деятельность образовательного учреждения по профориентации учащихся. Психологическиеп основы выбора профессии
- Вопрос 45. Информатика как учебный предмет в системе дисциплин средней школы: цели изучения курса, его общеобразовательное и общекультурное значение
- Вопрос 46. Методика преподавания информатики. Ее предмет, цели, задачи
- Вопрос 47. Методические системы обучения информатике: стр-ра, история становления и развития. Общаяхар-ка структурных компонентов
- Вопрос 48. Сравнит.Анализ традиционных методик систем обучения инф-ке и соответствующих учебников (Ершов-Кушниренко, Житомирский-Гейн, Каймин)
- Вопрос 49. Содержание школьного курса информатики: история, современное состояние, перспективы
- Вопрос 50. Хар-ка новых учебников информатики с позиции эволюции целей и содержания школьного курса
- Вопрос 51. Методы научного познания в обучении инф-ке
- Вопрос 52. Реализация принципов дидактики на уроках инф-ки
- Вопрос 53. Применение компьютера в обучении информатике: основные методы
- Вопрос 54. Средства обучения информатике: школьный кабинет информатики, программная поддержка школьного курса информатики, психолого-эргономические требования к пед.Ппс
- Вопрос 55. Организация обучения информатике: урок как основная форма проведения занятий. Особенности проведения уроков информатики
- Вопрос 56. Организация контроля в обучении информатике
- Вопрос 57. Организация самостоятельной работы в обучении информатике. Метод проектов на уроках информатики
- Вопрос 58. Понятия. Методика их изучения в средней школе
- Вопрос 59. Алгоритмизация в курсе информатики: место, роль, подходы к изучению
- Вопрос 60. Методика изучения понятий алгоритма и его свойств. Запись алгоритмов, язык программирования как средство формирований записи алгоритмов
- Вопрос 61. Методика изучения структур данных (простые величины, массивы, строки)
- Вопрос 62. Методика изучения базовых алгоритмических конструкций
- Вопрос 63. Методика изучения вспомогательнвх алгоритмов
- Вопрос 64. Методический анализ раздела «Устройство и общие принципы работы компьютера»
- Вопрос 65. Информационные технологии общего назначения в обучении информатике: роль, место, подходы к изучению
- Вопрос 66. Методический анализ раздела «Информационные технологии общего назначения. Прикладное программиное обеспечение»