logo search
История логопедии

Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики

В отдельных трудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики XVI — XIX вв. отражаются своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы развития и воспитания правиль­ной речи у детей. В этот период создается довольно целостная научно обоснованная система знаний по формированию правильной речи у ребенка (воспри­нимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), разрабатываются приемы и последовательность обу­чения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на воз­можные недостатки детской речи.

Накопление лингво-педагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в разви­тии разных видов и сторон детской речи, — послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на ко­торой выстраивались, соответственно, первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педагогических методиках ее исправления (перевоспитания и специального обучения).

Другими словами, накопление (в период интенсив­ного развития педагогики) лингво-педагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделе­ния вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедию).

Круг вопросов, отраженных в трудах основополож­ников педагогики, касается общих сведений о языке (его значения для человека и общества, развития язы­ка); о роли речи в развитии ребенка; последовательно­сти развития детской речи; необходимых предпосыл­ках образования устной речи (слуховое внимание, про­износительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразительные сред­ства); письменной речи (чтение и письмо); о правиль­ной речи детей и возможных ее недостатках; о роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.