logo search
Шитова Е

3. Неразлучные друзья - взрослые и дети!

Вряд ли ребенок будет считать своих папу и маму друзьями, если все функции первого будут сводиться к тому, чтобы отру­гать за непослушание и выдать деньги на карманные расходы, а второй - одеть и накормить. Но если родители вместе с детьми путешествуют, занимаются спортом, решают бытовые пробле­мы и готовят праздники, если жизнь семьи полна ярких впечат­лений, волнующих событий и творческих открытий - такой семьей дети будут дорожить и гордиться. А в число лучших друзей не забудут включить маму и папу, что не помешает де­тям уважать своих родителей и слушаться их. И, может быть, не столь важно, какие именно традиции будут у вашей семьи -детские праздники, байдарочные походы, домашние концерты или что-нибудь еще, - главное, чтобы они были. Ведь у семьи, как и у любого «творческого» союза, должно быть свое лицо.

Полезная информация

Игра для взрослых и детей

Для семейных встреч предлагаем вам правила веселой игры, которая способна заинтересовать и детей, и взрослых.

Для начала приготовьте около 10-15 небольших сувениров: свечек, куколок, брелоков, ластиков, кусков мыла - словом, все, что угодно, лишь бы предметы были небольшими. Красиво упа­куйте каждый сувенир в подарочную бумагу.

Для игры сложите подарки в центре стола, вокруг кото­рого расположатся гости. Пусть каждый по очереди бросает иг­ральный кубик. Тот, кому выпадет шестерка, берет себе любой подарок.

Когда все подарки будут разобраны, начнется самая вол­нующая и азартная часть игры. Засеките время и объявите, что, скажем, через 10 минут игра закончится. Теперь каждый, кому выпадает шестерка, может брать любой подарок у любого из иг­роков. Поверьте, вот тут уж страсти накалятся по-настоящему. А когда время истечет, подарки можно и развернуть. Будет мно­го радости и смеха. И не важно, что кому достанется. В этой иг­ре важен не приз, а азарт.

МЕДИТАЦИЯ

(помощь в разрешении проблем с ребенком)

Примите удобную позу (сядьте или лягте), расслабьтесь, дышите медленно и легко.

Оставаясь в очень расслабленном состоянии, позвольте мыс­лям сконцентрироваться на проблеме с вашим сыном или доче­рью. Представьте себя с ним или с ней в этой волнующей и при­чиняющей вам беспокойство ситуации. Когда вы будете чётко представлять всё это, подумайте о вас обоих и одновременно о доме, в котором вы живёте, о тех, кто живёт с вами.

А теперь включите в картину ваших ближайших соседей. Подумайте о том кусочке земли и о тех домах, которые находят­ся по соседству, о всех людях, которые в них живут, чтобы те­перь в вашем представлении оказались вы, ваш ребёнок и все люди, живущие поблизости от вас.

Когда эта картинка станет достаточно чёткой, сделайте сле­дующий шаг и подумайте о всём районе, в котором вы живёте, -о вас, вашем ребёнке и всех тех сотнях и тысячах родителей и детей, а также о других людях, живущих, работающих, взаи­модействующих в вашем городе.

Расширяя созданное представление, подумайте обо всей стране, миллионах людей и семей, миллионах квадратных кило­метров земли, о её многочисленных городах и огромных про­сторах. Продолжая эту мысль, представьте теперь всю нашу Землю с её материками и океанами и всех живущих на ней людей.

Продвигаясь ещё дальше, подумайте обо всей нашей Сол­нечной системе - огромном пылающем Солнце и всей массе планет, их спутниках и космической пыли, медленно вращаю­щихся вокруг Солнца.

Вообразите теперь Галактику в целом - всё скопище солнеч­ных систем, разбросанных друг от друга на такие расстояния, что без изумления нельзя даже думать о них.

И, наконец, попробуйте представить себе всю Вселенную -миллионы галактик во всех направлениях, - конца и предела ко­торой не мог себе представить ни один человек.

Представьте себя там, возможно, в скафандре, парящим ме­жду звёздами. И оттуда, сверху, взгляните вниз, посмотрите, как там, внизу, очень далеко от вас, находится то место, где вы ре­шаете свою проблему. Посмотрите из своего скафандра на неё. Возможно, уже сейчас вы смогли что-то увидеть в ней по-другому, по-новому воспринять её, удерживая в себе вашу час­тицу спокойствия и комфорта. Возможно, вы захотите, находясь

в космосе, увидеть себя внизу, решающей свою проблему. По­пробуйте установить разницу в восприятии вашей проблемы из скафандра и если бы вы были действующим лицом в ней.

Вернитесь в свою комнату и проверьте, как сейчас вы отно­ситесь к своей проблеме.

«ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА» - АФФИРМАЦИИ

Психологами доказано, что потребность в любви, в принад­лежности, то есть нужности другому, - одна из фундаменталь­ных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необхо­димое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший. Такие сообщения содер­жатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, пря­мых словах:

Как хорошо, что ты у меня есть.

Как хорошо, что ты у нас родился.

Я рада тебя видеть.

Ты мне нравишься.

Я люблю, когда ты дома.

Мне хорошо, когда мы вместе.

А эти позитивные аффирмации помогут вам наладить ком­фортную атмосферу в семье:

У нас прекрасная семья. Наши отношения в семье полны любви, красоты и гармонии.

Мы любим друг друга.

У нас любящая, гармоничная, веселая и здоровая семья. Мы превосходно общаемся между собой.

Их можно говорить вслух, про себя, петь. Сделайте красоч­ный плакат и повесьте его на видном месте в вашей квартире.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ОТРАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности

Родители и педагоги должны знать и отслеживать в себе те моменты, когда воспитание переходит в «убийство» души ре­бенка.

«ПРАВИЛА», которые могут «убить» душу ребенка:

  1. Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.

  2. Они определяют, что хорошо и что плохо.

  3. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сер­дятся - виноват он.

  4. Родители всегда должны быть защищены.

  5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу роди­телю.

  6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.

  7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем ма­ленький, не замечает этого и не может разоблачать родителей.

Методы, которыми добиваются послушания ребенка, разнообразны:

Добросовестное следование правилам «отравляющей педа­гогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырас­тая, сама становится «душегубом». Родители совершенно ис­кренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Родительские мотивы:

^ бессознательная потребность перенести на другого уни­жение, которому подвергались сами;

^ потребность иметь выход для подавленных чувств;

^ потребность обладать живым объектом для манипулиро­вания, иметь его в собственном распоряжении;

^ самозащита, в том числе потребность идеализировать соб­ственное детство и собственных родителей посредством догма­тического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

^ страх проявлений, которые у них самих когда-то были по­давлены, проявлений, которые они видят в своих детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

^ реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Установки и мифы, формирующиеся у ребенка в резуль­тате «отравляющей педагогики»:

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственное общение основыва­ется на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам.