logo search
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

2.4. Критерии внедрения педагогических новшеств

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.

ДИДАКТИКА

Исследованиями отечественных ученых установлено, что формирование инновационной направленности деятельности учителя предполагает использование определенных критериев эффективности тех или иных новшеств. Такими критериями является новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Среди перечисленных основным является критерий новизны. Реализация этого критерия предполагает знание учителем сущности предлагаемого новшества, уровня его новизны (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности и областью применения). Поэтому к включению учителей в инновационную деятельность важно подходить с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Критерий оптимальности ориентирует на достижение высоких результатов в условиях введения в образовательный процесс педагогических новшеств при наименьших затратах времени, физических и умственных сил субъектов педагогического процесса  учителя и учащихся. Критерий результативности означает устойчивость положительных результатов в деятельности учителей при использовании тех или иных педагогических новшеств.

В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени. Нововведение считается успешным, если освоение положенного в его основу средства позволило решать задачи развития школы. Возможность творческого применения инновации в массовом педагогическом опыте как один из критериев педагогических новшеств означает независимость данного новшества от личностных особенностей отдельных учителей, от особенностей технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, специфики деятельности учителя.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что научно-теоретическое и методологически обоснованное применение новшеств всегда ведут к заметному повышению результативности практической деятельности учителя, сдвигу в его результатах: развитии личности учащихся, развитии детского коллектива, росту учебных достижений и личностному развитию отдельного ученика.

Анализ педагогической литературы и опыта учебно-воспитательной деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы образовательных учреждений. Одну из причин нереализованности педагогических инноваций ученые видят в том, что внедрение педагогических инноваций предварительно неподготовлено в следующих аспектах: организационном, техническом и, главное, в личностном, психологическом аспекте. Многие учителя слабо информированы по существу педагогических инноваций, методически не подготовлены к участию в инновационном процессе; отдельные педагоги «сопротивляются» нововведениям. Вместе с тем ученые предостерегают руководителей образовательных учреждений от торопливости во внедрении инноваций, так как это может привести только к временному использованию их в профессиональной деятельности учителя и не обеспечивать ожидаемого эффекта. Выход из создавшейся ситуации видится в подготовке учителя к инновационной деятельности не только на этапе его работы как специалиста, но и уже на этапе его профессионального обучения в вузе.

В педагогической теории и практике отмечается, что конструктивную новизну в педагогическую действительность вносят педагоги-новаторы. Педагоги-новаторы выступают на стадии внедрения и распространения новшеств в роли носителя конкретного новшества. Для учителей-новаторов характерен высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение к действительности, устремленность к педагогическому творчеству.

Внедрение педагогических новшеств в образовательную практику  системный, целостный процесс: с одной стороны, он охватывает совершенствование и развитие современной общеобразовательной школы как целостной социально-педагогической системы, формирование в школе инновационной образовательной среды, с другой  формирование готовности учителя к инновационной деятельности.

В практике сложились следующие пути обновления школы:

развитие своего собственного опыта;

заимствование кем-то созданного опыта;

освоение научных разработок; эксперимент.

Принципиальное значение имеет формирование готовности учителя к инновационной педагогической деятельности как субъекта инноваций. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности рассматриваются в работах отечественных психологов (К. А. Абульхановой-Славекой, П. С. Сухобской, Л. М. Фридмана и др.) и педагогов (В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, В. А. Сластенина и др.).

В русле исследований отечественных ученых формирование готовности учителя к инновационной деятельности предусматривает:

Таким образом, педагогические инновации предполагают повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личностный и творческий процесс воспитания детей. Они охватывают всю сферу образования и подготовку учителя как субъекта инновации, развития у него таких черт личности, которые характеризуются высоким чувством нового, стремлением к творчеству63.