logo search
для ГАК / смирнов дидактика / ч2

3.2. История возникновения и развития учения о педагогической технологии

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

БОГДАНОВ И. В., ЛАЗАРЕВ С. В.,

АНУФРИЕНКО С. С. И ДР.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Ученые-педагоги и учителя-практики разных стран постоянно ищут пути повышения эффективности преподавательского труда, разрабатывают отвечающие современным требованиям содержание, формы, методы и средства обучения. Постоянным изменениям подвергается и методика преподавания. К поиску новых подходов к организации и осуществлению учебного процесса исследователей приводит ряд причин и обстоятельств:

Обстоятельства побуждают педагогов искать новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Начиная с 60-х годов, в советских школах увлеченно внедряли липецкий опыт, затем – ТСО, программированное обучение, алгоритмизацию обучения, проблемное обучение, оптимизацию и интенсификацию обучения. На поиск новых дидактических систем, способствующих повышению эффективности обучения, повлияли педагогические идеи развивающего обучения, выдвинутые Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной. Широко заявили о себе педагоги-новаторы, идеи которых были рождены стремлением к дидактической новизне и практическим опытом, повышающим эффективность учебного и воспитательного процесса.

В зарубежной педагогике в 70–80-е годы, а в нашей стране – на десятилетие позже, стали широко и интенсивно заниматься разработкой технологического подхода к обучению.

Новое пробивает себе дорогу не без труда. Педагогическая технология не исключение. Во многих учебных пособиях по дидактике о педагогической технологии говорилось весьма сдержанно и со скепсисом. Правда в последние десятилетия наметилась положительная тенденция, в частности, была предпринята публикация серии трудов по педагогической технологии (В. П. Беспалько, В. В. Гринкевич, М. В. Кларин, В. Ю. Питюков, Г. К. Селевко и др.).

Технология обучения является стратегией и тактикой действий учителя, ее как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей вузов.

К настоящему времени технология обучения уже вполне сложилась в качестве категориального понятия дидактики, которое можно определить как систему знаний, совокупность методов, приемов и последовательных операций, направленных на гарантированное достижение диагностичной цели. В определении отражены основные признаки педагогической технологии:

1) диагностичность цели и результатов обучающей и учебной деятельности;

2) гарантия достижения результатов заданного уровня;

3) строгая последовательность и точность выполняемых педагогических операций;

4) управляемость учебно-воспитательного процесса65.