logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека

Изучение анормальныхявлений, куда относятся душевные болезни, так называемые гипнотические явления, а равным образом сон и сновидения, также необходимо для психолога. То, что у нормального человека выражено неясно, у душевнобольного выражается чрезвычайно ясно. Например, явление потери памяти замечается и у нормального человека, но особенно отчетливо оно выступает у душевнобольных.      Если, далее, мы возьмем людей с различными физическими дефектами, у которых отсутствует, например, орган зрения, слуха и т.п., то наблюдения над ними могут для психологии представить чрезвычайно важный материал. У слепого нет органа зрения, но есть представление о пространстве, которое, конечно, отличается от представления о пространстве у зрячего. Исследование особенностей представления о пространстве слепого дает нам возможность определить природу представления о пространстве вообще.      Экспериментальные данные, данные полученные эмпирическим путем в ходе наблюдения за отдельными психическими фактами дают нам возможность классифицировать феномены психической реальности, установить проверяемую на опыте закономерную связь между ними. Наиболее эффективным методом получения этих данных являетсялабораторный эксперимент.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Вот тот многочисленный материал, на основании которого строится система психологии.

Проблемы для обсуждения: 1. Значение данных зоо- и сравнительной психологии для развития знаний о человеческой психике. 2. Роль анализа психических аномалий для изучения психической сферы человека. 3. Роль эксперимента в преобразовании психологических знаний из отрасли философии в самостоятельную науку.