70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
В настоящее время грибы, насчитывающие около 100 тыс. видов. 3 отдела: настоящие грибы, оомицеты и слизевики. 5 классов настоящих грибов: хитридиомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты и несовершенные. Ихвыделяют в самостоятельное царство, поскольку по ряду существенных признаков они отличаются и от растений, и от животных. Грибы лишены хлорофилла и требуют для питания готовое органическое вещество, т. е. они гетеротрофны. Запасным питательным веществом у них служит гликоген, а не крахмал. Опорная структура клеточных стенок представляет собой хитин. В обмене веществ грибов присутствует мочевина, что сближает их с животными. По способу питания — путем всасывания, по неограниченному росту они приближаются к растениям. Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложно устроенных шляпочных грибов. Основой вегетативного тела гриба служит грибница, или мицелий, представляющий собой систему тонких ветвящихся нитей (гиф). Различают субстратный мицелий, контактирующий со средой, из которой извлекаются питательные вещества (почвой), и воздушный мицелий, располагающийся на поверхности. На воздушном мицелии образуются органы размножения. Выступающие над поверхностью земли плодовые тела шляпочных грибов — это сплетение гиф воздушного мицелия. У низших грибов мицелий представляет собой одну гигантскую клетку с множеством ядер. К низшим грибам относятся мукор и фитофтора. У высших грибов гифы многоклеточные, клетки содержат одно или несколько ядер. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания. Многие виды заселили почву. Эти грибы участвуют в разложении (минерализации) органического вещества и образовании гумуса. Среди почвенных грибов многие виды образуют микоризу с высшими растениями. Некоторые виды грибов специализируются на разрушении лесной подстилки и древесины. Существуют хищные грибы, строение которых приспособлено к захвату мелких круглых червей, обитающих в почве. К специализированным формам грибов относятся виды, поселяющиеся на навозных кучах, местах скопления помета животных или в местах, богатых роговым веществом. Водные грибы представлены сапротрофами, обитающими на остатках растений, и паразитами водных растений и животных. Паразитов растений — трутовик.
Размножаются грибы вегетативно, бесполым или половым путем. Вегетативное размножение осуществляется частями мицелия или почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов). Бесполое размножение происходит при помощи спор. Споры развиваются в особых выростах мицелия или на концах специализированных гиф. Половой процесс представлен разными формами и заключается в формировании мужских и женских гамет и последующем их слиянии. В жизненном цикле грибов выделяют гаплоидную и диплоидную фазы. Есть грибы, у которых клетки вегетативного тела гаплоидны (гаплобионты), а диплоидна только зигота. При ее прорастании происходит редукционное деление, и в дальнейшем мицелий растет за счет размножения гаплоидных клеток. Другие грибы на протяжении всей жизнидиплоидны, и только при образовании гамет происходит редукционное деление. Существует и промежуточная группа, у которой гаплоидная и диплоидная фазы равны по продолжительности. Перед образованием спор бесполого размножения диплоидные ядра редукционно делятся, и образующиеся споры, таким образом, гаплоидны. Наконец, у несовершенных грибов (называемых так из-за отсутствия полового процесса в жизненном цикле) клетки мицелия всегда гаплоидны. К этой группе относятся пеницилл и аспергилл.
Широкое разнообразие и повсеместное распространение грибов обусловливают их важную роль в природе и в жизни человека. Многие грибы поражают культурные растения или их плоды. Некоторые виды пенициллов вызывают гниение яблок, цитрусовых и др. Широко распространено увядание или усыхание растений из-за грибов. Некоторые виды аспергилла, поселяясь в условиях высокой влажности на пищевых продуктах (арахис, семена льна и хлопка, рыба и т. д.), выделяют ядовитые вещества и могут быть причиной тяжелых отравлений. Известны грибы — возбудители болезней человека (стригущий лишай, парша и др.). В нашей стране произрастает около 150 видов съедобных шляпочных грибов. Пеницилл служат источником антибиотика. Грибы находят применение в хлебопекарной промышленности (дрожжи), в изготовлении сыров, в виноделии и т. д.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.