63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
Вегетативная нервная система – часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Характерной особенностью вегетативной иннервации на уровне сегментарно-периферического отдела является наличие двух относительно самостоятельных систем — симпатической и парасимпатической; именно их согласованная деятельность обеспечивает тонкую регуляцию функций внутренних органов и обмена веществ. Каждый орган имеет двойную вегетативную иннервацию. Совместная симпатическая и парасимпатическая регуляция ряда функций носит реципрокный характер, т. е. повышение активности симпатической системы тормозит противоположные по эффекту парасимпатические влияния. При сокращении мышц, расширяющих зрачок (симпатическая иннервация), одновременно расслабляются мышцы, суживающие зрачок (парасимпатическая иннервация). В то же время в регуляции нек-рых других функций обе системы однонаправленно воздействуют на работу внутренних органов. Парасимпатическую иннервацию осуществляют нервные центры, находящиеся в вегетативных ядрах ствола головного мозга, а также в крестцовом отделе спинного мозга. Парасимпатические предузловые волокна заканчиваются в вегетативных узлах, расположенных в стенке рабочего органа или в непосредственной близости от него. От стволовых вегетативных центров в составе глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов отходят волокна, обеспечивающие парасимпатическую иннервацию гладкой мускулатуры глаза, слезные и слюнные железы, а также кровеносные сосуды и внутренние органы грудной и брюшной полостей. От крестцового парасимпатического центра предузловые волокна достигают внутристеночных ганглиев, к-рые расположены в органах малого таза, и затем в составе тазовых внутренностных нервов иннервируют мочевой пузырь, прямую кишку и половые органы. При повышении активности парасимпатической системы происходят сужение зрачка, замедление сердечной деятельности и снижение артериального давления, спазм мелких бронхов, усиление перистальтики кишечника и расслабление сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки. Вместе с тем антагонизм обеих систем относительный, скорее содружественный. Их нередко противодействующее влияние на вегетативные функции обеспечивает гомеостаз. Иннервация желез (потовых и слюнных) имеет нек-рые особенности. Потовые железы иннервируются только симпатической нервной системой. Слюнные железы получают регулирующие волокна от симпатической и парасимпатической систем, при этом активация тех и других усиливает выделение слюны. Различие состоит в количестве и качестве слюны: при повышении активности симпатической системы выделяется несколько капель густой, вязкой слюны, при активации парасимпатической системы отмечается обильная секреция жидкой слюны. Деятельность симпатических и парасимпатических систем постоянно контролируется центральными надсегментарными вегетативными образованиями, расположенными в головном мозге. К ним относятся дыхательный и сосудодвигательный центры ствола головного мозга, гипоталамус и лимбическая система. Эти образования обеспечивают согласованную деятельность всех внутренних органов, координируя общие вегетативные реакции организма в целом, позволяющие сохранять постоянство жизнедеятельности в изменяющихся условиях окружающей среды. Деятельность В. н. с. обеспечивает гибкое изменение таких важнейших функций, как обмен веществ, кровообращение, дыхание, температура тела и т. п., в зависимости от активности эмоционально-психических процессов и уровня физического напряжения. В условиях целостного организма каждый поведенческий акт как реакция на воздействие окружающей среды включает соматические, симпатические и парасимпатические компоненты. Так, при оборонительной реакции повышение активности скелетных мышц, регулируемое соматической нервной системой, сопровождается реакцией со стороны В. н. с. — так наз. вегетативным «обрамлением». Это проявляется усилением сердечной деятельности (симпатическая реакция), расширением сосудов функционирующих мышц (симпатическая и парасимпатическая реакция), сужением сосудов внутренних органов и кожи (симпатическая реакция), усилением перистальтики кишечника (парасимпатическая реакция). В стволе головного мозга находятся жизненно важные дыхательный и сосудодвигательный центры. Ядра, расположенные в подкорковом вегетативном центре, каким является гипоталамическая область, регулируют температуру тела, деятельность сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочеиспускание, половую функцию, все виды обмена веществ, эндокринную функцию, сон, бодрствование. В задних отделах гипоталамуса сконцентрированы ядра, регулирующие симпатическую систему, в передних — парасимпатическую. Высшие вегетативные центры (гипоталамус и лимбическая система) совместно с корой больших полушарий мозга не только «определяют» вегетативный «профиль» индивидуума, уровень активности симпатической и парасимпатической систем. От них в значительной степени зависят и эмоциональная жизнь человека, его поведение, работоспособность, память.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.