Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
Последние годы в лечении речевых расстройств достигнуты значительные успехи. Имеется сеть логопедических учреждений: пунктов при школах, кабинетов при поликлиниках или диспансерах, специализированных яслей, детских садов, школ, медицинских стационаров, полустационаров, санаториев и проч., которые занимаются вопросами лечения разнообразных речевых расстройств, преимущественно у детей и подростков. Это естественно, так как именно у детей наиболее часто встречаются речевые нарушения и своевременное устранение их способствует в дальнейшем гармоничному развитию личности ребенка.
Развитию логопедической помощи в системе здравоохранения придается большое значение. Однако расширение сети логопедических кабинетов и стационаров — это лишь количественная сторона вопроса. Большое внимание должно уделяться качеству лечебно-педагогических мероприятий, отысканию наиболее целесообразных форм и методов работы.
Предлагаемые методические письма представляют собой обобщение опыта организации логопедической помощи населению в Кировской области Автор этих писем В.И. Селиверстов работал там несколько лет областным логопедом-методистом и, таким образом, принимал непосредственное участие в организации логопедической помощи населению области.
Выражаем надежду, что знакомство с этим опытом окажет известную помощь практическим работникам и будет способствовать целям дальнейшего совершенствования логопедической помощи населению.
Заместитель начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи МЗ СССР Э. Бабаян
До 1958 года во всей Кировской области функционировал лишь один логопедический кабинет — при детской поликлинике №1 г. Кирова. Этот кабинет обслуживал только детей г. Кирова. Взрослое население и дети из районов области были фактически лишены даже консультативной помощи. В связи с большой перегруженностью кабинета не осуществлялось регулярное наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях города и тем более области.
Большие очереди на прием к логопеду, многочисленные письма в адрес областных отделов здравоохранения и народного образования с просьбой оказать помощь детям, имеющим различные речевые расстройства, результаты обследования речи детей дошкольных и школьных учреждений и проч. указывали на настоятельную необходимость организации системы логопедических учреждений, способных обеспечить своевременную и эффективную помощь всем нуждающимся в ней. В связи с этим в 1959 году при областном психоневрологическом диспансере создается логопедический кабинет. Специфика диспансера, являющегося лечебно-профилактическим и консультативно-методическим учреждением, позволила начать плановую организацию в Кировской области координированной системы логопедических учреждений.
В течение 1959— 1962 гг. последовательно открываются 10 логопедических кабинетов в г. Кирове (2) и в районных центрах области (8). Кроме того в г. Кирове открыт логопедический стационар на 40 коек для детей с тяжелой речевой патологией, а с 1961 г. ежегодно функционирует летний лагерь-санаторий для заикающихся детей и подростков на 120 мест
Логопедические кабинеты были открыты в районных центрах при поликлиниках или при психоневрологических диспансерах, а в г. Кирове — при областном психоневрологическом диспансере и при детской консультации.
Первые логопедические кабинеты были образованы в районах, откуда поступало наибольшее количество запросов. Не обошлось при этом и без серьезных сомнений: мы понимали целесообразность децентрализации логопедической помощи, приближения ее к населению, но не знали, как это будет выглядеть на практике, достаточен ли будет объем работы для логопеда в районе. Первые же отчеты с мест развеяли эти сомнения и подтвердили правильность взятого направления на организацию логопедических кабинетов в каждом районе области.
В соответствии с Положением о логопедических кабинетах, утвержденным Министерством здравоохранения СССР в 1957 году, персонал логопедического кабинета должен состоять из врача-психиатра, логопеда и медсестры. Однако за исключением консультативно-методического логопедического кабинета при Областном психоневрологическом диспансере в логопедических кабинетах Кировской области всю работу организуют сами логопеды, которые в необходимых случаях пользуются консультацией психиатра, невропатолога, отоларинголога, педиатра. В некоторых районных кабинетах логопедам помогают медсестры.
Содержание работы в районных логопедических кабинетах складывается из амбулаторного приема, диспансеризации, наблюдения за речью детей дошкольных и школьных учреждений своего района и логопедической профилактики и пропаганды.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии