§ 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
Из сказанного ранее следует, что метод содержательного анализа (диалектико-драматургический в своей основе) преследует цель — понять, в связи с чем возникли у композитора именно эти эмоции, и что он хотел внушить слушателю, располагая «конструктивные единицы музыки» именно таким образом. Также следует, что этот метод необходим при восприятии и анализе прежде всего крупных сочинений, так как в них особенно рельефно проявляется его способность организовать мышление учеников в целостный процесс, исходящий из единого основания. Однако именно эта способность делает метод содержательного анализа в большой мере универсальным, одинаково пригодным для анализа произведений любого масштаба и жанра и на любом этапе вхождения в музыкальное искусство (включая дошкольников). Раскрывая существо анализа, постараемся в какой-то мере сохранить атмосферу урока музыки.
«Первая утрата», Р. Шуман. Практика свидетельствует о том, что услышав название пьесы до ее звучания (а так и будет в концертном зале), дети как бы настраиваются на определение того, что может быть утрачено (потеряно). Не поддадимся на детские «провокации», а постараемся сразу перевести анализ пьесы в содержательное русло.
- Мы ведь не знаем, что именно утеряно человеком (ребенком), но все равно переживаем чувство утраты, не правда ли?... Значит, музыка не занимается «описанием» конкретных предметов, а раскрывает нам отношение к происшедшему, заставляет переживать саму ситуацию. Не лучше ли постараться понять, что представляет собой само чувство утраты, как оно живет в нас? Для начала загляните в себя: что вы переживали, когда слушали музыку?..
- Музыка очень грустная, жалобная (кто-то печалится, человек нервничает, страдает, кто-то очень любил то, что потерял, и теперь он мучается)...
Этими или подобными словами дети обычно характеризуют эмоциональную интонацию произведения, передают прежде всего целостное впечатление от музыки. В плане понимания музыкального произведения как единства содержания и формы логичен и следующий вопрос:
- А что заставляет вас так думать и чувствовать?
- Мелодия идет сверху вниз, музыка тихая, медленная, музыка все время останавливается, она не веселая и все время замирает...
Все правильно — и о настроении, и о средствах выразительности. Следовательно, «анализ» пьесы можно считать законченным — что еще можно найти в такой миниатюре? Конечно, можно найти и другие образные определения этому чувству (содержанию произведения), еще раз убедиться в соответствии комплекса выразительных средств содержанию произведения, используя музыковедческую терминологию (лад, темп, динамика, простая трехчастная форма и пр.), но и это еще не анализ в его содержательном смысле, а всего лишь констатация услышанного в общем плане, это еще не мышление как процесс. Нужно найти противоречие в самой музыке: общее нисходящее мелодическое движение (с повторением «спадающих» звуков) действительно говорит о состоянии глубокой печали, но внутри него есть интонации, которые при всей их похожести различаются по звуковысотному движению и настроению. На них-то, при повторном слушании, и сосредоточиваем внимание:
- Вспомните, грусть была с начала и до конца совершенно одинаковой? Звучало ли что-то иное, что не соответствует общему настроению?
В ответах детей суммируем все «странности» интонационного развития и формулируем проблему: что первично, а что вторично — музыка или жизнь.
- Попробуйте объяснить, почему в середине пьесы вдруг появляется мажор, а потом та же интонация разрешается в минор; а в конце произведения утверждение печали вдруг прерывается резкими аккордовыми репликами... Нам важно выяснить — это просто «фантазия» композитора, специальные композиторские приемы для вызывания у слушателя определенных переживаний или что-то есть в самом человеческом чувстве печали, что заставило композитора искать именно такие интонации, которые просто противоречат друг другу?
Начинаем исследовать само чувство и выясняем, что оно отличается большой сложностью, противоречивостью. В нем не только печаль, но и светлые моменты, возникающие как переживание своих воспоминаний (утерянное-то было такое хорошее!), и надежда на то, что потерянное, может быть, найдется, и досада на себя (как же так случилось!). Эти «составляющие» чувства переплетены между собой, переходят друг в друга, но все кончается печалью — итогом осознания случившегося.
Вывод: содержание чувства первично, а интонация — вторична, как форма его выражения. Однако и такой вывод, при всей его правильности, все же будет односторонним. Потому что остается неясным, почему композитор именно такие моменты чувства располагает именно так. С первым более или менее понятно: сложность самого чувства заставляет композитора воспроизвести диалектику его внутренней жизни (конечно, если он настоящий художник). А вот второе объяснить непросто, так как это, пожалуй, самая сложная проблема в постижении искусства — проблема художественности. Начать ее исследование логичнее всего с противоречия (ведь с него начинается мышление вообще).
- Как вы считаете, могли ли резкие акцентированные аккорды (аккорды «досады»), которые мы слышим в конце пьесы, прозвучать где-нибудь в ее начале?.. Разве не логично начать музыкальный рассказ о своем чувстве с досады на самого себя, а потом все более погружаться в печаль? Ведь обычно наша первая реакция на потерю и начинается с досады.
После некоторой растерянности учащиеся высказывают противоположные мнения. Однако для учителя важно не выяснить, кто прав, а направить дальнейшие рассуждения школьников в нужное русло — в проблему художественности.
- Давайте подумаем. Если аккорды прозвучат в начале (пусть не сразу, а в конце первого построения), то у нас сложится впечатление, что речь идет именно о чувстве печали? Имели бы мы
представление о том, из каких эмоций это чувство состоит, как оно живет в человеке?
В размышлениях детей важно уловить и подчеркнуть мысль о том, что в этом случае было бы не очень понятно, о каком чувстве хочет рассказать композитор — оно не было бы представлено в объеме, достаточном для его узнавания. И далее определить причину: музыка началась бы с кульминации, которая может (и должна) родиться только как логическое следствие жизни самого чувства., его развития в процессе взаимодействия заключенных в нем противоположных эмоций. Иначе мы вправе думать о содержании пьесы все, что угодно. Вот главное! В повседневной жизни резкое проявление досады становится результатом столкновения противоположных эмоциональных состояний: «я это люблю» («мне это необходимо») и «я это утратил». И этот процесс протекает мгновенно. Но музыка, как мы знаем, искусство временное, и в ней результат, чтобы стать понятным, должен быть мотивирован, обоснован, т. е. должен стать логическим итогом взаимодействия конкретных причинно-следственных связей.
По всему этому прикосновение школьников к проблеме художественности обязательно должно заключаться в еще одном выводе: музыкальное чувство не тождественно жизненному. Выражается это в том, что композитор выделяет в чувстве общие для всех людей элементы и располагает их в такой логической последовательности (соотношениях, сопряжениях), чтобы вызвать у слушателя нужное ему (композитору) результативное переживание. В отборе элементов чувства и их логической направленности на восприятие заключается художественность музыкальной эмоции.
Эти выводы — о первичности человеческого чувства и вторичности музыкальной интонации (фактически: о первичности жизненного, человеческого содержания по отношению к музыкальному) и о художественном моделировании эмоций в музыке — призваны формировать у школьников понятие о музыкальном произведении (образе) как единстве содержания и формы, где форма является, по словам Б. В. Асафьева, «инструментом социального обнаружения музыки».
Вот, оказывается, какие фундаментальные проблемы музыкознания можно извлечь из простенькой (на первый взгляд) миниатюры благодаря содержательному анализу. Эти знания теоретического уровня необходимы для воспитания слушательской культуры.
Потому что в любом произведении, так или иначе, но всегда собраны воедино все проблемы искусства. Единственное и обязательное условие проведения анализа — идти от человека к музыке (как это и представлено в анализе пьесы «Первая утрата»), А какую проблему выделить — вам подскажет сама музыка.
«Ноктюрн». Э. Григ. Обычно дети говорят, что это — «музыка о природе», так как трель всегда у них ассоциируется с пением птиц. Возражать против такого мнения трудно, да и не нужно. Наоборот, лучше вместе с детьми составить «программу» этого произведения. Сделать это не трудно, потому что музыка очень изобразительна. Мы отчетливо «видим», как замерла ночная природа... наконец показывается солнце — сначала чуть-чуть, а затем его ласковые лучи начинают заливать все вокруг... и вот оно перед нами во всей красе. Затем (в репризе) природа опять погружается в счастливое успокоение. Еще можно отметить трехчастную форму, средства выразительности (лад, темп, красочные гармонии) и сделать вывод: музыка изображает.
Итак, поговорили о содержании, форме, нашли их единство. И на этом можно остановиться?
Ни в коем случае, поскольку только теперь и начинается настоящий анализ «Ноктюрна». В этой замечательной музыке отчетливо «видна» еще одна проблема музыки: единство изобразительного и выразительного. Ее исследование опять начнем с противоречия.
- Если мы приняли такую «изобразительную программу», то наше «солнце» в средней части восходит как-то странно: показалось из-за горизонта, а потом спряталось обратно.
_ ???...
— А разве вы не слышали, что посреди усиления звучности вдруг возникает «провал» (pianissimo посреди crescendo)? Как это можно объяснить?
Очень важно в попытках детей объяснить происхождение этого музыкального явления уловить выход на человеческие чувства и после обсуждения противоречия заключить: это не точное воспроизведение восхода светила, это — воспроизведение логики нашего восприятия его восхода, и не менее точное!
Действительно, в самой природе не может быть такого томления, которое слышно в крайних частях, и солнце не может вызвать в природе такой прилив энергии, как в средней части, и возвращения к первому состоянию тоже быть не может. Но все это в полной мере происходит в душе человека, который любуется величественным и прекрасным явлением природы. Потому что человек, беря от природы жизнь и черпая в ней духовную энергию, сам одухотворяет природу, наделяет ее человеческими интонациями — поэтизирует.
Ожидание встречи с прекрасным (а что есть прекраснее Солнца, несущего жизнь!) не может оставить человека равнодушным. Оно обязательно вызывает душевное томление, которое накапливает в нас светлую и устремленную ввысь эмоциональную энергию (отсюда «роскошные» гармонии, синкопированное остинатное движение аккомпанемента, развернутая полиритмия, восходящие, но не доведенные до завершения интонации, «зависания», «замирания»).
— А когда прекрасное и желанное становится реальностью и вся накопившаяся в ожидании его энергия становится переживанием, что с нами происходит?... Конечно же, мы испытываем восторг. В душе поднимается бурная волна чувств, которые захлестывают человека потоками волнения и радости...
На мгновение у нас перехватывает дыхание — как будто мы испытываем «эстетический шок» от прекрасного, останавливаемся, потрясенные (понятно теперь, почему музыка вдруг «замирает» на pianissimo и при этом модулирует в далекую тональность?). Но затем чувства прорываются с новой силой. Потому в средней части «Ноктюрна» нет какой-либо законченной мелодии, а мы слышим только стремительное «лавинообразное» развитие одной короткой интонации.
Кто был в Эрмитаже, в зале, где выставлены картины Леонардо да Винчи? Уже на подходе возникает некоторое волнение, где сталкиваются и желание поскорее увидеть картины, и боязнь разочарования (стремление и трепет).
И вот мы вошли в зал, подошли к двум маленьким картинам и... замерли в восхищении. Это действительно шок от красоты и нежности, которыми насыщены «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» — подлинные гимны человеческой жизни! Восторг еще долго живет в нашем сердце, и после такого потрясения мы уже не можем смотреть, как раньше, на все окружающее: теперь все наши чувства и мысли освещены сиянием гуманистического величия Человека... Потому и реприза, возвращающая нас к реальности, звучит в новом качестве — энергичнее, с другой динамикой (до «ГГ»), И успокоение нашей души длится долго — ведь нужно время, чтобы прийти в себя.
Какое в этой музыке удивительное слияние выразительного и изобразительного начал! Два возможных варианта «программы» «Ноктюрна» — природная и человеческая — даны не случайно. Важно показать детям, что в нашей душе происходит то же самое, что происходит в природе, а главное — происходит в той же логике! Поэтому обе «программы» могут существовать в душе слушателя совершенно самостоятельно, одна без другой. Более того, слушатели старшего возраста воспримут музыку «Ноктюрна» как воспроизведение чувства любви с теми же томлением, восторгом, «замиранием» сердца и пр.
Следовательно, можно сделать вывод: в музыке нет «чистой» изобразительности, за любой музыкальной живописностью («звукописью») обязательно стоит человек, его отношение к изображаемому явлению и переживание этого отношения.
И еще надо подвести детей к одной мысли — к мысли о поэтизации жизни, без которой нет и не может быть того переосмысления действительности, благодаря которому обычное, естествен
ное, привычное, повседневное становится художественным явлением.
«Отчего?» Р. Шуман. Без сомнения, эта маленькая по масштабу пьеса — уникальный пример художественного анализа духовной жизни человека, человеческого эмоционального размышления (собственно, с этим романтизм и вошел в историю мировой культуры). Эту музыку лучше слушать дважды, но первый раз без всяких предисловий и без объявления названия произведения.
О чем эта музыка? На этот традиционный вопрос чаще всего школьники затрудняются ответить: в ней, пожалуй, нет ничего привычного и очевидного, за что могут «зацепиться» детские ассоциации. И после объявления названия сочинения опять возможны затруднения: разве можно в музыке выразить «вопрос самому себе»?...
Оказывается, можно, если, как и в предыдущих примерах, идти от анализа самого себя.
- Что в нас происходит, когда мы думаем? Переживаем ли мы что-нибудь или мыслим как машина над решением задачи?
Соглашаясь с детьми и развивая их ответы, подытоживаем: конечно, переживаем (иногда еще как!) каждый поворот, каждый изгиб своей мысли, очевидность, и догадки, и вероятность развития событий.
- А если размышляем о том, отчего нам кто-то или что-то так дорого, за что мы его любим?
Безусловно, лирическая взволнованность дорогим и прекрасным определяет в наших мыслях все. Именно поэтому и слышим в этой музыке так много нежной тишины, неспешность, возвышенную красоту.
- А теперь очень трудный вопрос: как при этом «ведет себя» сама мысль?
Самое существенное, что следует выбрать из ответов детей: мы настолько эмоционально захвачены объектом восхищения, что ни на секунду не можем отвлечься от него. Поэтому во всей музыке одна мыслеинтонация, и даже в подголосках слышны лишь ее разновидности, варианты (попутно следует сказать, что такое содержание требует именно трехчастной однотемной формы, или, как ее еще называют, трехчастной формы с развитой серединой). Благодаря этому обдумываем объект и, главное, свое отношение к нему, можно сказать, со всех сторон. Это проявляется в многочисленности полифонических подголосков, в прихотливости гармонии и тональных отклонений. Мысль постоянно развивается: движется то в одну, то в другую сторону, пробегая по всем голосам и регистрам, то становится более взволнованной, импульсивной, то как бы повисает в тишине...
Эта музыка тем и хороша, что не отвечает на вопрос «отчего?» Тайна нашей любви к чему-то или к кому-то остается непознанной (произведение заканчивается вопросом). Но можно вновь и вновь возвращаться к возвышенным, порой чуть тревожным, но всегда счастливым мыслям и чувствам. Поистине удивительным свойством обладает музыка: в ней можно прожить саму мысль\
Очень трудный для детей, на первый взгляд, по словам В. В. Медушевского, вывод о способности музыки воспроизвести не только логику эмоций, но и связность и логику мысли, и выразить сам процесс и продукт мышления в чувственно воспринимаемых образах становится не таким уж трудным.
«Одинокий странник». Э.Григ. Эта маленькая, но удивительная по глубине человеческого содержания пьеса может служить замечательным примером того, как музыка воспитывает чувствительность. Ее анализ дает возможность раскрыть «педагогический механизм» реализации этой способности искусства.
Можно начинать с традиционного вопроса — «каков характер этой музыки?», и затем перейти к анализу средств выразительности. Можно начать с вопросов: «Почему Григ так назвал эту пьесу? Почему герой пьесы — странник? Почему он — одинокий?». И затем найти подтверждение всему сказанному детьми в музыке. Что лучше?
Думается, что первый путь надо отвергнуть сразу — он слишком ординарен, «заштампован» и с самого начала ведет нас к констатирующему уровню анализа. Второй путь более перспективен, поскольку содержит некую проблему и побуждает детей к образным ассоциациям, фантазированию. Но это тоже проблема более частного порядка. А если начать с постановки проблемы:
— Как вы думаете, почему в таком маленьком произведении (всего четыре строчки) мы слышим такой всплеск драматической энергии, такие контрасты?
Это настоящая проблема, потому что охватывает произведение в целом — в единстве содержания и формы — и требует в своем исследовании ответа на все поставленные выше вопросы. А самое главное — уводит от поисков изобразительности (какой возраст у странника, какой у него шаг, есть ли тяжелая поклажа, как давно он странствует, устал и т. д.) и сосредоточивает внимание на слове «одинокий». В выяснении, что значит одинокий и следует искать причину такой музыки в этом произведении.
Чаще всего дети считают: драматизм музыки вызван тем, что странник (возраст не важен — юноша-сирота или старик) потерял свой дом, всех родных (причины также не важны) и вынужден странствовать, не находя приюта. Видимо, это близко к истине, но... он же находится среди людей!.. Может быть его отвергло общество? Тогда почему «странник»? Ведь можно быть одиноким среди людей без всяких странствований по свету. Или он сознательно избегает людей, разочаровавшись в них, тогда — почему «странник»? Может быть, какая-то жизненная трагедия заставляет его забыться в странствиях и он стал странником поневоле?
Это последнее — «странник поневоле» — и есть самое существенное для выяснения, почему именно такая музыка. Что же должно было произойти с человеком, чего он мог лишиться, чтобы до конца дней своих превратиться в «одинокого странника» среди людей: богатства, любви, дома, родных и близких, может быть, веры в справедливость, смысла жизни?
Иногда приходится терпеливо ждать, пока дети произнесут слово «Родина». Да, только потеря Родины действительно лишает человека «корней» и «жизненных соков», превращает его в «странника» на всю жизнь и служит постоянным источником душевных страданий. Ностальгия — это болезнь души, которую нельзя вылечить. И когда к человеку приходит осознание «вечного» одиночества, безысходности, тогда и рождается крик души... и получается изумительная музыка, подобная этой.
Какой урок дает нам эта маленькая пьеса, равная по содержанию симфонии? Ответ сформулировал С. Е. Фейнберг: «...Музыка не может звучать в обстановке мелких чувств и низменных мыслей». Да, нельзя искать истинное содержание музыки в «бытовщине»!
«Митя». З.Левина. Сразу напомним: основной методический просчет, проявляющийся при разучивании произведений вокальной музыки — излишний «технологизм». Суть его, как говорилось ранее, в превращении разучивания песен в самостоятельный процесс, состоящий из разного рода «приемов», «способов» выучивания мелодии песни, запоминания слов, работы над вокально-хоровыми навыками и т. д. В этом случае вся «технология» выглядит для школьников как набор таких способов деятельности, когда нет необходимости думать и переживать, а нужно только «работать» в заданном учителем направлении. При этом большинство способов, методов и приемов работы учителя получают в сознании школьников лишь статус его мастерства, необходимого для научения других качественному исполнению песен. То есть вся технология осознается как привнесенная извне.
Если нет проникновения в природу явления, если в мышлении детей не задействован самый высший — философский — уровень причинно-следственных связей, откуда и начинается вся цепь логического мышления, то выучивание песни не превратится в музыкально-художественную деятельность, а останется просто работой по образцу. Следовательно, принцип единства художественного и технического в своей высокой сути не воплотится.
Из предыдущих примеров видно, что алгоритм воплощения несложен: сначала выясняется содержание эмоции, а затем — как все эмоциональные характеристики выражаются, конкретизируются в образности через комплекс выразительных средств. При этом Д. Б. Кабалевский настойчиво советовал начинать знакомство с песнями с их прослушивания без текста. Это мудро, так как все в «черновой» работе начинается с музыки, а не с текста.
Итак, проигрываем сначала только мелодию с аккомпанементом, но обязательно, может быть даже гротескно, выполняя все авторские указания. Это «насмешливая песня» (у автора так и написано: «с юмором»), К этому определению дети приходят достаточно быстро. И вот тут учитель может предложить превратить один из уроков музыки в урок юмора, музыкальной пародии.
— Какой текст может быть у этой песни, если потребовалась такая музыка? Попробуйте словами «нарисовать» портрет Мити.
В кратком обобщении детских фантазий учитель акцентирует те определения, которые наиболее согласуются с текстом песни, и только после этого читает слова. Теперь становится понятным, почему у этой песни именно такая мелодия.
Например, какая походка у мальчика, который так «мало каши ел», что даже муравей сбил его с ног? Конечно, это медленная, шатающаяся походка, с припаданиями (очень тяжело идти), шаги безвольные, скорее всего ровные (как-будто механические) — именно так можно выразить в походке полное отсутствие энергии.
Мелодия при этом, естественно, звучит без скачков (ведь энергии-то никакой в организме нет), и непременно, по окончании фразы, с каким-нибудь «безвольным» падением интонации на значительный интервал. Понятно, что ни в мелодии, ни в фортепианном сопровождении не может быть намека на какую-либо живость, звуковую энергию.
Но тогда возникает вопрос: почему композитор требует резких акцентов и динамики/(«Митя из дому шел, до калитки дошел»)? Такая динамика при полном упадке сил — можно ли обосновать это требование композитора?
Объясняем это путем проникновения в смысл художественной деятельности как таковой, где в первую очередь отмечаем, что художественное переосмысление жизни состоит в заострении в явлениях основных черт. А когда дело касается юмора, пародии, то мы просто обязаны гротескно преувеличивать характерное, чтобы сделать его смешным. Мы «сгущаем краски», любой пустяк возводим до уровня «трагедии», впадаем в притворную патетику, повышая голос, подчеркивая каждый слог, т. е. всячески нагнетаем напряжение в предчувствии надвигающейся «катастрофы»!
Вот откуда в этой музыке диссонирующие («фальшивые») акцентированные аккорды, внезапная остановка на длинных нотах в сопровождении, преувеличенное «прихрамывание» мелодии на первую ноту во всей песне. И когда свершилось — «... до калитки он дошел», — то следующая фраза «Но дальше идти он не смог!» звучит тихо, притворно-печально, с квинтовым падением интонации.
Анализ песни от музыки, когда дети, основываясь на интонациях, «воссоздают» поэтический текст, — не догма. Анализ может протекать не менее продуктивно, если идти от текста, поставив детей в позицию композитора. Иными словами, творчеству учителя и детей не может быть предела. Однако при этом следует помнить два условия.
Первое, давать как можно больше самостоятельности детям (учитель только направляет течение анализа в нужное русло наводящими вопросами). Самостоятельное открытие школьниками необходимости использования тех или иных музыкально-выразительных средств — это и есть цель содержательного анализа.
Второе, анализ лучше проводить еще до выучивания вокальных произведений, чтобы хорошо представить себе все ответы на вопрос «почему?». Ясность в понимании происхождения особенностей интонирования мелодии — это лучшая основа «единства художественного и технического», когда работа идет от образно-смыслового содержания песни к средствам ее вокального воплощения.
Финал 4-й Симфонии. П. И. Чайковский. Обычно анализ этой музыки проводится изолированно от художественной идеи всей симфонии и, к тому же, на констатирующем уровне из-за того, что преследует по большей части дидактические цели. В этом случае «тема рока» — один из главных образов-смыслов симфонии — либо вообще выпадает из анализа, либо выступает абстрактным символом «темных сил». В связи с этим конфликт тем раскрывается неверно, зависимость развития музыки финала от логики развития художественной идеи симфонии остается непонятой детьми или предстает в искаженном виде.
А ведь финал — это победа русского духа над «темными силами». Но путь, ведущий к такому выводу, нелегок. Нелегок потому, что «тема рока» здесь находится не в явном противопоставлении символу России — мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла», — а поначалу только подразумевается, проявляя себя активно ближе к концу части. Поэтому начать анализ логичнее всего с выяснения вопросов: в чем конфликт музыки финала? какие темы «борются» между собой?
Подумаем: почему мелодия народной песни никак не развивается при своем первом появлении, а сразу же за ней мы вновь слышим первую тему? Почему развитие песенной темы дважды вынесено композитором в отдельные крупные разделы, а при этом торжественно-ликующая тема никак не разрабатывается?
Объяснение может быть только одно: песня «Во поле береза стояла» не конфликтует с ликующей темой, а является ее серединой, ее содержательным наполнением. Она указывает нам, что на уровень торжества поднимается Россия! Поэтому и ликующая тема никак не развивается, так как призвана не конфликтовать с темой
песни, а прежде всего возвеличивать ее. Истинный конфликт, таким образом, не в противопоставлении этих тем (он таким выглядит лишь на «технологическом» уровне), а в борьбе их обеих с «темой рока». Сложность анализа этой музыки в том, что этот символ «темных сил» (что под ними подразумевается — дело коллективной фантазии), проходящий лейтмотивом через все части симфонии, пока еще абстрактен. Но он силен настолько, что первая попытка сломить его, оказывается неудачной. Как доказать детям, что именно этот конфликт истинный и содержанием музыки является торжество русского духа?
Просим школьников внимательно послушать (в фортепианном исполнении) «тему рока» и ответить, какую главную интонацию они могут в ней выделить? Конечно, это триольная, с пунктирным ритмом, интонация f-g-as. Далее слушаем, как она все время проникает в торжественно-ликующую тему: она присутствует и в ее первом проведении (повтор в репризе начальной трехчастной формы с песенной серединой), и после b-moll в разработке, когда первая волна борьбы с этой интонацией заканчивается «поражением» народной песни. После второй волны (эпизод разработки в d- moll). Эта тема получает мощное звучание в самой «теме рока» — вот когда символ темных сил перестает быть абстракцией и обретает звуковую «плоть и кровь».
Однако песенная мелодия (Россия) как бы вновь собирается с силами: возвращается ликующая тема, но — самое главное — уже без «роковой интонации»!.. Если заострить внимание учащихся на этих изменениях в повторах, то вывод, который могут и должны они сделать самостоятельно, думается, не нуждается в наших формулировках. Пусть они попробуют рассказать о содержании музыки и о тех чувствах, которые они испытали, слушая ее. Это явится показателем того, как дети учатся воспринимать масштабные и сложные музыкально-драматургические формы, выражать свое понимание симфонического развития музыки.
Вопросы и задания
1.Назовите общие и отличительные черты обучения детей музыке в музыкальной и общеобразовательной школе.
2.Подготовьте краткую беседу «Что такое музыка?» для первой встречи с учащимися.
3.Выстройте по значимости принципы воспитания умений и навыков слушательской культуры.
4.Охарактеризуйте метод содержательного анализа музыки. Выделите его главные отличия от традиционного разбора музыкальных произведений.
5.Выберите два-три произведения из школьной программы и выстройте логику их анализа на уроках музыки.
- Глава 1. Музыкальное образование в школе: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития
- § 1. Музыкальное искусство как учебный предмет
- § 2. Становление урока музыки как урока искусства в исторической ретроспективе
- § 3. Музыкальное искусство как неотъемлемая сфера жизнедеятельности детей в начальной школе
- Глава 2. Сущность методики музыкального образования
- § 1. Место и роль методики в системе музыкального образования
- § 2. Методика как наука на современном этапе музыкального образования
- Глава 3. Методы музыкального образования
- § 1. Метод и его связь с содержанием образования
- § 2. Методы музыкального образования в исторической ретроспективе
- § 3. Методическое творчество на современном этапе
- Глава 4. Новые музыкальные технологии
- § 1. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения
- § 2. Метод моделирования художественно- творческого процесса
- § 3. Развитие музыкального восприятия младших школьников Восприятие как деятельность
- Литература
- § 4. Метод интонационно-стилевого постижения музыки
- § 5. О специфике профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»
- § 6. Метод содержательного анализа инструментальных произведений
- § 7. Практические «алгоритмы» содержательного анализа
- Литература
- § 8. Творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема
- Диагностика развития музыкальной культуры школьников