logo search
Кравченя - Технические средства обучения

Дидактические требования к средствам наглядности

При реализации принципа наглядности обучения нужно исходить из положения о том, что сознательное овладение знаниями, умениями и навыками, формирование научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у учащихся имеется определенный практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений.

Наглядность обеспечивает связь между словом и изображением, конкретным и абстрактным, содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления.

Наглядность в обучении с использованием дидактических средств cnoсобствует формированию образных представлений об изучаемых объектах и процессах, позволяет развивать мышление, согласно логике познания, от явления – к сущности, от сущности менее высокого порядка – к сущности более высокого порядка.

При этом форма выражения наглядности при переходе от одного средства обучения к другому должна осуществляться с последующим постепенным уменьшением подсказки средствами наглядности.

Дидактический принцип доступности требует, чтобы видовой характер содержания обучения и построение носителя учебной информации в средстве обучения соответствовали возрастным особенностям, познавательным способностям, уровню развития и степени подготовленности учащихся.

Понимание принципа наглядности «через материальные средства» обучения (т.е. через конкретные способы реализации этого принципа) ознаменовало новый подход в проектировании различных средств обучения и потребовало исследования их дидактических функций, их эффективности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, формирования научного мировоззрения учащихся.