logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Отрасли педагогики

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:

Основные "ветви" древа педагогической науки следующие:

Общая педагогика- изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:

Дошкольная педагогика- изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Педагогика общеобразовательной школы - исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Специальная педагогика (дефектология)- наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления:

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования- изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Исправительно-трудовая педагогиказанимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Военная педагогикаизучает особенности воспитания воинов.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Педагогика высшей школыразрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Значительное место в системе педагогических знаний занимаетистория педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.(См. дополнительный иллюстративный материал.)