logo search
ob_i_vosp_2

Оформление школьного здания

В решении многообразных учебных, воспитательных и коррекционных задач вспомогательной школы-интерната (школы) определенная роль принадлежит различным видам наглядной информации и разумному, эстетически выдер­жанному, доступному пониманию умственно отсталых детей оформлению школьного здания в целом, а также классных и групповых комнат, спальных помещений.

Отбор наглядного материала для стендов и тематических выставок во вспомогательной школе имеет ряд особенностей по сравнению с массовой школой, что в свою очередь определяет необходимость тщательного его отбора с учетом как своеобразия развития умственно отсталых детей, так и задач и объема учебно-воспитательной работы в данном типе школы. Для этих детей должны быть подобраны такие материалы, которые содержат наиболее четкую, конкретную и доступную информацию. В оформлении вспомогательной школы (так же, как и в массовой) используются наглядно-информационные материалы, пла­каты, фотовыставки и т. п. Однако многие из них нуждаются в соответствующей адаптации. Отдельные тек­сты информационного характера следует упростить, сделав их более лаконичными и конкретными. Их содержание должно быть понятно учащимся.

Материалы должны быть красочными, их размеры легко воспринимаемыми, наглядный материал выполнен в четком графическом исполнении.

Представленные на стендах и выставках информаци­онные материалы способствуют углублению и закреплению тех знаний, которые дети получили на уроках и во внеклассной работе, а также подготавливают их к тому, с чем они более подробно познакомятся в дальнейшем.

По мере развития детей, расширения их знаний и кругозора углубляется работа с наглядно-информационным материалом. Систематическое привлечение их внимания к оформлению школы позволяет поддерживать у них интерес не только к внешней ее стороне, но и к содержанию.

Общие положения, рассмотренные в отношении офор­мления школьного здания, относятся и к оформлению класса и групповой комнаты. Но так как представленный в классе наглядный материал рассчитан на детей примерно одинакового уровня развития, то его содержание должно быть доступно всем ученикам. Ко всем имеющимся в классе (группе) стендам, выставкам, портретам учащимся

406

надо дать пояснения: подробно объяснить их назначение, рассмотреть и объяснить содержание иллюстративного материала, научить понимать и использовать условные обозначения и др.

Наглядные материалы, отражающие различные виды внеклассной и внешкольной общественной работы, сле­дует располагать так, чтобы они постоянно были в центре внимания детей. Учителя и воспитатели должны воспи­тывать у них интерес к оценке их деятельности товарищами, родителями.

Важно предусматривать систему обновления инфор­мационного наглядного материала и различных выставок работ детей. Нельзя допускать, чтобы пусть даже самые удачные стенды и выставки экспонировались в течение ряда лет. Оформление всех помещений школьного здания должно отвечать современным эстетических требованиям. Предметом особой заботы педагогов вспомогательной школы должна быть организация, содержание и офор­мление выставок работ детей как общешкольных, так и непосредственно классных (групповых). Организуя вы­ставки, педагогическому коллективу следует заранее продумать их тематику, педагогические и эстетические требования, четко их сформулировать и определить этапы работы.

Выставки работ детей целесообразно предусматривать как завершающий этап проделанной работы.

Подготовка к проведению выставок обычно вызывает большой интерес у детей, стимулирует их активность.

Подведение итогов выставок работ детей не должно стать формальным актом. Следует поощрять не только детей, сделавших высококачественные работы, но и тех, кто, несмотря на еще недостаточную умелость, проявили старание и стремление выполнить работу хорошо. В этих целях целесообразно проводить поэтапное подведение итогов по классам, между группами (старшие и младшие) и лишь затем из лучших работ всех проведенных выставок оформлять общешкольную выставку.

Воспитательный и коррекционный эффект этой рабо­ты будет высок лишь при условии эстетического ее оформления, что способствует воспитанию у детей не только хорошего вкуса, но и бережного, уважительного отношения к труду своих товарищей.

407