logo search
История логопедии

Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения

На то, что древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье, ниспосланные на человека высшими или темными силами, имеется целый ряд указаний. Например, во втором заговоре Иисуса Христа есть своеобразный диалог, который состоялся между Иисусом и Недугом. Иисус спраши­вает: «Куда идешь, Недуг?» А тот отвечает: «Иду, Гос­подин, на человека, хворь и болезни несу...». И далее перечисляет их: «...преломить челюсти, ранить зубы... оглушать уши, слепить очи, гугнявить носы, проливать кровь, кривить уста, расслаблять уды...» и т. д.

В «Домострое» (список XVI в.) в главе 8 «Како врачеватися христианамъ отъ болезней и отъ всякихъ скорбей...» в ряду перечисленных болезней, что за гре- хи человеческие бог посылает на людей для устраше­ния и наказания, фигурируют «глухота, слепота, немо­та... и гной, и сухотная, и главоболие, и зубная болезнь, и грыжа...» Далее следует длинный перечень болезней.

Большой знаток языка, быта и нравов русского народа В. И. Даль писал: «...Простолюдин всякое нео­быкновенное для него явление над человеком, как, например: падучую болезнь, пляску святого Витта, параличи разных родов, косноязычие, дрожание чле­нов, малоумие, немоту и прочее называет порчей или изурочением. Не зная причин таких припадков... на­род все это приписывает влиянию злых духов или злых людей».

Видя в болезнях и недугах проявление каких-то высших или темных сил, древние славяне лечение этих недугов также связывали с суевериями, обрядовыми ритуалами, заклинаниями, знахарством, с приемами народной медицины. Отсюда дошли до нашего време­ни выражения: «вселился злой дух», «от сглазу», «от порчи», «накликать беду», «отпризораочез»» «наказа­ние господне» и т. д. «От сглаза» или «призора» счи­талось возможным избавиться, только смыв его. Отсю­да ритуально обставленное окропление, обрызгивание. Против злых духов, порчи, наговоров использовались «волшебные слова», окуривание, амулеты, талисманы, «отписывание письменами». Здесь применялись при­вески на клочке бумажки с абракадаброй, обмерива­ние ниткой, завязывание нитки на пальце и т. д.

Большие надежды возлагались на так называемые врачевальные молитвы. Здесь мы находим также упо­минания и о речевых расстройствах. Например, в «Молитве Иоанна Златоуста от всякого недуга» гово­рится буквально следующее: «Господи... сними недуг и всякую болезнь у человека сего раба твоего (имя) с главы и влас... с уст, зубов, носа, языка и подъязычья, и гортани... и голоса...».

Изучение этнографических материалов позволяет обнаружить целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину. Приведем некоторые примеры: «Если ново­рожденный ребенок кричит, то это верный признак того, что он останется жить, если, напротив, ребенок молчит, лежит тихо, то это значит, что он умрет». «Если у дитяти темечко маленькое, значит дитя скоро начнет говорить»... От слюнотечения: «Поцеловать матери ребенка своего через окошко. Найти в печеном хлебе несколько зерен и, зашив их в мешочек, повесить на шею ребенку». Еще слюну режут ножницами: «Как увидишь — слюна течет, перехвати ее ножницами», «Через порог не здоровайся — поссоришься, либо дети немые будут», «Если ребенок долго не говорит, надо достать звонкий колокольчик, чтобы был с язычком. Из этого колокольчика ребенка поят молоком и водой 3 — 6 — 9 раз, смотря по ходу дела и по усердию родителей или лекарки. Под землей лечение не будет иметь успе­ха, а потому совершают его или на улице (под откры­тым небом), в амбаре, на потолке которого нет земли, в новой избе, на которую не успели еще поднять зем­лю, в конюшне, во хлеве и других подобных местах»... «Чтобы младенец долго не оставался немым, ему не дают смотреться в зеркало». «Если кто родится злым человеком, то на того природа кладет особый знак: он или кос, или рыж, или картав, или заика». А когда имеешь два знака, например, рыжий и косой, то это есть «преопаснейший злодей». «Если при вынимании хлебов из печи окажется, что два хлеба краями слип­лись и запеклись, то хлебы такие разламывают над головою ребенка, чтобы он поскорее научился го­ворить».

Таким образом, понимание сущности болезней, недугов (в их числе и речевых расстройств) и приемов их преодоления было первоначально тесно связано у славян с суевериями, предрассудками, обрядовыми ритуалами. Это являлось, в свою очередь, отражением еще тех далеких времен, когда все явления объектив­ного мира представлялись людям в человеческих об­разах, т. е. наделялись человеческими свойствами. Солнце, камень, травы, дождь, молния и т. д. были для них живыми объектами реального мира1. Воображение древнего человека поражали своей загадочностью рождение и смерть, сон, болезни. В то же время вся жизнь человека протекала в упорной борьбе с силами природы, перед которой он постоянно испытывал чув­ство бессилия и страха. А это, в свою очередь, порож­дало религиозные представления.

Следовательно, первые попытки объяснить сущ­ность болезней, недугов (в том числе и речевых рас­стройств) и выбор мер их преодоления, исходя из ре­лигиозных воззрений,— закономерный продукт разви­тия человеческого общества.