logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

13.5. Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся

Проблема взаимосвязи творческой деятельности педагога с рефлексией рассматривается во многих педагогических исследованиях.      Особенности творческого мышления в профессиональной деятельности педагога содержательно связаны с рефлексией, которая позволяет осмысливать свой личностный и профессиональный опыт. Рефлексия(от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия включает в себя:

Она охватывает также обращение к убеждениям в целях интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки. (См. дополнительный иллюстративный материал.)В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования.Методологическая рефлексиясвязана с осознанием субъектом совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.      Рефлексия в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики: