Адаптация к школе
Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:
-
формирование адекватного поведения;
-
установление контактов с учащимися и учителем;
-
овладение навыками учебной деятельности.
Школа - совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения - очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35-40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, - это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью,
низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.
Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.
Таким образом, адаптация к школе - сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.
Выбор школы
Если есть возможность выбрать для ребёнка ту или иную школу из числа государственных или частных, прежде всего надо, во-первых, определить, какую пользу мы ждём от неё; во-вторых, понять, на что следует обратить внимание, чтобы оценить, устраивает ли нас данная школа.
Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует, насколько серьёзное образование можно получить в данной школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придётся общаться их детям. Прежде чем знакомиться с какой бы то ни было школой, нужно составить для себя чёткое представление, чего же мы хотим. Мнения людей относительно школы очень разные.
Если родители считают, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной личности, то их не устроят школы, где в классах много учеников. Если родители убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, их детям не подойдут учебные заведения, где мальчики и девочки учатся совместно. Во всех подобных случаях мнение взрослых не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она их представлению о ней или нет.
Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы надеемся, что они получат определённые сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, о собственных способностях. Образование должно помочь стать достойными гражданами своей страны. Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. Полученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, какие хотели бы получить и мы.
О чем следует сказать учителю перед началом учебного года
Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Ложный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно - «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются причиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.
Не забудьте рассказать:
-
о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;
-
как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);
-
каковы особенности его поведения (спокойный, дисциплинированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражительный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок лени вый или левша;
-
как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);
-
что вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстрактными понятиями, может обобщать; память - хорошая или плохая);
-
как развита речь (произносит правильно все звуки, неправильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).
Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.
- Введение
- Дисциплина с любовью
- Агрессивный ребенок
- Советы родителям
- Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка 1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:
- Игры для агрессивных детей
- Гиперактивный ребенок
- Памятка взрослому, воспитывающему гиперактивного ребенка
- Игры для гиперактивных детей
- Упрямый ребёнок
- Застенчивый ребенок
- Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребенком
- Ребенок боится
- Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка
- У ребенка невроз
- Виды заикания
- Можно ли изменить речь заикающегося ребенка?
- Патологические привычки
- Если ложь заслуживает наказания
- Детский онанизм
- Ребенок и компьютер
- Как вести себя с ребенком, имеющим патологические привычки
- Ясли: плюсы и минусы
- Кризис трех лет
- Ребёнок идет в детский сад
- Дополнительные рекомендации
- Полезные советы
- Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?
- Адаптация к школе
- Предостережения родителям
- Психологический портрет идеального первоклассника
- 1. Педагогическая готовность:
- 2. Интеллектуальная готовность:
- 3. Мотивационная готовность:
- 4. Эмоционально-волевая готовность:
- 5. Коммуникативная готовность:
- Родители, позаботьтесь о себе
- Тест «как вы заботитесь о себе?»
- Почему возникают конфликты
- Милые бранятся, или правила семейной ссоры
- Конфликтуйте без посторонних
- Техника безопасной ссоры
- 2. Отдыхаем активно!
- 3. Неразлучные друзья - взрослые и дети!
- Литература
- Содержание
- Приглашаем к сотрудничеству
- 404507, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравченко, 7.