logo search
Асташова программа

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

Из опыта работы учителя

Ключевые слова: технология обучения, самореализация ученика, формы и методы обучения, принципы обучения, эвристическое обучение.

В современной России, как и во многих других странах мира, в последнее время усиливается интерес к нетрадиционным, альтернативным формам образования. 

Различные методы обучения используются в современной педагогике, но самое главное, чтобы методика была эффективной и помогала ребёнку в развитии. Эвристическое обучение – это один из популярных методов.

Современное определение эвристического обучения дает А.В. Хуторской – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания [2].

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка. Творческая самореализация ученика – вот цель, которая должна быть достигнута при эвристическом обучении. 

Развитие эвристических подходов к обучению в нашей стране не было связано с инновационными  дидактическими системами; эвристический аспект обучения более всего оказался присущ проблемному  и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которая  отличает его как от  проблемного, так и от развивающего обучения.  Эвристическое обучение также тесно связано с личностно- ориентированным обучением.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Высокий уровень развития учащихся может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Во внеклассной деятельности я часто прибегаю  к разным  формам работы эвристического обучения. Учащимся  очень нравится принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и  творческих конкурсах. 

Подобные мероприятия помогают детям себя реализовать, продемонстрировать свои творческие способности.  Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" того или иного способа решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы. 

Таким образом, смело можно говорить о том, что технология эвристического  обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Надеюсь, что мой опыт работы по технологии эвристического обучения окажется полезным не только тем учителям, которые работают по данной программе, но и всем остальным, т.к. элементы этой технологии можно очень эффективно использовать и при обучении детей по традиционной программе (это подсказывает и моя личная практика).

Библиография

1. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов/ И. П. Подласый. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. – 365с.

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - Москва, 2000