logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Истоки понятия "образования"

Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. (См. дополнительный иллюстративный материал.)В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия "образование", как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием "образ", "образ Божий".      В последнем случае считается, что само слово "образ" наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека - творения Божия - до Бога. Человек был создан по подобию Божию, и понимание, постижение, следование этому образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности.(См. дополнительный иллюстративный материал.)При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть "сократический" - метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Распространенный в Европе, Великобритании, США термин "education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы "образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII века И.И.Бецким. Соответственно, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа "Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: