logo search
Асташова программа

Теория свободного воспитания ж.-ж. Руссо

Основатель теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) построил свою концепцию в контексте бережного отношения к природе ребенка. Он подчеркивал важность природосообразного воспитания, особо выделял контакты ребенка с природой, дающей основы развития чувств, физическую крепость и свободу действий. Кроме природы Ж.-Ж. Руссо выделял в качестве факторов воспитания людей и общество. Причем люди учат жизни, а общество является источников личного опыта. Между тем, Ж.-Ж. Руссо особо отмечал роль самостоятельного накопления жизненного опыта.

Процесс собственно обучения ребенка должен начинаться с 12 лет, поскольку период, предшествующий этому возрасту он считал «сном разума». Среди направлений развития личности Ж.-Ж. Руссо выделял чувственное как фундамент формирования личности и начало умственного становления, физическое как средство гармонизации отношений с окружающим миром, трудовое как условие независимости человека, нравственное как внутренний стержень личности, гражданское - для обретения статуса полноправного члена общества. Все это было изложено в его довольно стройной педагогической программе.

Ж.-Ж. Руссо считал наиболее ценным реальное, естественно-научное образование, указывая на то, что приобщение ребенка к географии, химии, биологии развивает у него интерес и гармоничные отношения с природой.

Произведения Ж.-Ж. Руссо: «Новая Элоиза», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании».