logo search
Диплом на тему

Подбор глагольного словаря для фронтальных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим

Занятия по развитию речи проводятся воспитателем. Проведение этих занятий имеет свои особенности:

В течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трех- четырех лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общедидактических принципов: от простого к сложному. В работе используются следующие приемы:

- сначала рассматриваются детьми картинки с изображением предметов,

- сравнение предметов по картинкам,

- разбор и пересказ коротких рассказов по теме,

- в конце месяца можно составить короткие описательные рассказы, где дети отразят весь усвоенный материал.

Такая концентрация на определенной теме позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

  1. Пока связная речь у детей не разовьется необходимо использовать только простые виды работ: чтение, разбор рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов- описаний, придумывания сказок, рассказов. Коллективное заучивание стихов проводиться только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

  2. На занятиях уточняется наибольшее количество понятий. Например, по теме «Животные» уточняются понятия (грива, вымя, копыта, пятачок, морда, шерсть, щетина, названия детенышей, профессии людей ухаживающих за животными).

  3. На занятиях все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. Это обусловлено речевыми трудностями детей, особенностью их внимания, восприятия и мышления.

  4. При подборе материала по глагольному словарю использую источники литературы ( Т.В. Волосовец Преодоление общего недоразвития речи дошкольников»,О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»).

  5. Планировать занятия предлагаю по следующим лексическим темам ( материал из авторской программы Т.А. Ткаченко « Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5лет»2005г.). Для обогащения и активизации глагольного словаря предлагаю на занятиях использовать ниже представленный подбор глаголов.