2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
В данном параграфе на основании теоретического анализ психолого-педагогической литературы и проведенного констатирующего эксперимента мы раскроем некоторые методы и приемы, способствующие формированию временных представлений у учащихся с умственной отсталостью.
Как уже отмечалось в первой главе, основной и наиболее продуктивный способ формирования временных представлений учащихся – изобразительная деятельность, а именно – тематическое рисование, так как этот вид деятельности наиболее предпочитаемый детьми. Формирование временных представлений посредством тематического рисования можно также сочетать с такими методами как дидактические игры и даже упражнения.
Проведение уроков рисования на темы – это сложный учебно-воспитательный процесс, который включает в себя необходимые комплексы по развитию временных представлений. Так, основными моментами урока являются: выбор темы и сюжета, наблюдение окружающей действительности (изменение природных явлений с течением времени), изучение и разбор картин различных художников на эту тему, компоновка сюжета, выполнение набросков с натуры и окончательного эскиза, обсуждение выполненных композиций в классе.
При подготовке к конкретному уроку желательно проводить предварительные наблюдения: отмечать сезонные изменения и изменения в течение дня; следить за изменениями природных явлений; за изменением живого мира в течение года в своем районе, в районе школы; за изменением деятельности человека от сезона к сезону.
Непосредственно урок рисования на тему должен начинаться с объяснения учебного задания, особенностей выполнения определенного рисунка. Учитель сообщает о времени, отводимом на эту работу и о материалах, используемых на уроке.
Затем проводится беседа, раскрывающая содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции. Во время беседы необходимо проводить вместе с учащимися анализ специально подобранного учителем наглядного материала по данной теме. Если данный урок направлен на формирование или уточнение временных представлений школьников, то это могут быть репродукции известных картин, фотографии, наброски, этюды, раскрывающие временных характеристики или закономерности природных явлений во времени.
Урок тематического рисования по формированию понятия «время» рекомендуется начинать с темы: «Части суток. Сутки». В предварительной беседе учащимся сначала вводятся понятия «день – ночь», затем «ночь – утро, день – вечер»; «утро – день – вечер – ночь». Лишь после этого целесообразно сделать обобщения о том, что такое сутки. Беседа, как упоминалась выше, должна строиться с опорой на наглядность: сначала рассматриваются 2 картинки с деятельностью человека в дневное и ночное время, проводится беседа по увиденному на картинках. Параллельно рассматриваются картинки или фотографии с природой в дневное и ночное время. Далее учащиеся под руководством учителя рассматривают и обсуждают 4 картинки с изображением одного и того же ребенка в разное время суток и картинки или фотографии одного и того же пейзажа также в разное время суток.
Обсуждаются природные изменения с течением суток: цветовая гамма, наличие солнца на небе и его положение относительно горизонта или наличие луны и звезд - и характерная деятельность человека в определенный временной промежуток. Такая беседа может иметь игровой характер.
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса