logo search
История логопедии

Предисловие

Логопедия как отрасль научных знаний (в широ­ком понимании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем спе­циальных коррекционных психолого-педагогических условий, средств и приемов; в более узком понима­ли — о нарушениях речи и методах их преодоления) возникла на стыке разных наук: лингвистических, ме­дико-биологических, социально-психологических, педа­гогических. В учебные планы вузовской профессио­нальной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значе­ние языка и речи в социальном развитии человека, слож­ность собственно самой речевой деятельности, связан­ной с физиологическими механизмами, с психологичес­кими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения,— все это объясняет и подтверждает правомерность выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний.

Принцип историзма — важнейший принцип разви­тия любой науки. Исторический (ретроспективный) под­ход к изучению опыта прошлого позволяет видеть изуча­емые вопросы в процессе их зарождения, накопления, развития и изменения. В этом отношении направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературно­го наследия предшествующих поколений помогает обна­ружить исторически сложившиеся основы логопедии.

В предлагаемом учебном пособии нами впервые в ретроспективе систематизируются сведения об исто­ках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедии как отрасли специаль­ной (коррекционной) педагогики.

По содержанию и хронологии собранный матери­ал располагается в трех основных разделах.

Первый раздел содержит первые сведения о ре­чевых расстройствах и приемах их преодоления. Он охватывает страны Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси (до XVI в.).

Самые первые представления о речевых расстрой­ствах и приемах их преодоления прежде всего были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и ре­лигиозным воображением, с его верой в сверхъесте­ственные силы и чудеса. Это нашло отражение в рели­гиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д.

Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с раз­ными повреждениями физического здоровья и болез­нями, поражающими человека (медицинские истоки).

В медицинских трудах Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена (позднее — Авиценны) впервые нахо­дят отражение вопросы диагностики и классификации речевых расстройств, объяснение причин их возник­новения, описание симптомов и приемов лечения. В ме­дицинских сочинениях даются описания органов и функций слуха, зрения, дыхания, голоса, речи (в час­тности, языка и губ); встречаются указания на главен­ствующую роль головного мозга.

Среди причин речевых расстройств указываются недостатки в строении или функциях органов арти­куляции, возможности возникновения речевых рас­стройств центрального или периферического происхож­дения, врожденного или приобретенного характера.

Исходя из природы и характера расстройств речи, проистекали и своеобразные рекомендации для их устранения путем водолечения, массажа, хирургичес­кого вмешательства, кровопускания, полоскания и дру­гих лечебных средств.

Второй раздел отражает период накопления лингвопедагогических представлений развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI — середине XIX вв.

Касаясь разных проблем воспитания и обучения 4 подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, обществен­ные деятели того времени (Т. Мор, Я.А. Каменский, д Локк, Ж.Ж. Руссо, К. А. Гальвеций, Д. Дидро, ИГ- Песталоцци и др. — в Западной Европе; М.В. Ло­моносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, НА. Добролюбов, Н-Г. Чернышевский и др. — в России) немаловажное значение придавали проблеме формирования правиль­ной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

В творчестве основоположников зарубежной и оте­чественной педагогики отражаются в отдельности свое­образные представления о целом ряде вопросов, касаю­щихся проблемы естественного развития и воспитания правильной речи у детей. Синтез и структурирование этих вопросов позволяют увидеть довольно целостную и последовательную их систему. Круг этих вопросов каса­ется общих сведений о языке (значение для общества и человека, развитие языка); о роли речи в развитии ребен­ка; последовательности развития детской речи; необхо­димых предпосылках образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразитель­ные средства); письменной речи (чтение и письмо); о пра­вильной речи детей и возможных ее недостатках; роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.

В этот период создается довольно целостная, науч­но обоснованная система знаний о формировании правильной речи у ребенка (воспринимаемой и вос­производимой, устной и письменной), обсуждаются необходимые приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопро­сов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.

Таким образом, накопление лингвопедагогических представлений о том, что представляет собой правиль­ная речь, каковы закономерности и особенности есте­ственного развития детской речи в разные возрастные Периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, послужило той базой (истоками, предпосылками, осно­вой), на которой впоследствии выстраивались первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, от­клонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педа-гогических приемах ее исправления (перевоспитания, специального обучения).

Другими словами, накопление (в период интенсив­ного развития педагогики) лингвопедагогических пред­ставлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения впо­следствии вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедии).

Третий раздел отражает некоторые вопросы со­временного развития отечественной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики. Это наглядно и конкретно иллюстрируется материалом работ разных авторов, представленных в пособии в виде хрестоматийных текстов.

Опираясь на исторические медико-педагогические корни (истоки), современная логопедия расширила круг своих представлений о речевых нарушениях и приемах их преодоления за счет ее связи с разными отраслями современных научных знаний: лингвистическими, ме­дико-биологическими, социально-психологическими, педагогическими. За счет смежных отраслей научных знаний соответственно расширился понятийно-терми­нологический аппарат современной логопедии.

Появившись на стыке разных наук, современная логопедия по сути своей и прежде всего развивается как отрасль общепедагогических знаний, ибо использует в качестве своего основного инструмента условия, сред­ства и методы воспитания и обучения. В этом отношении логопедия опирается на знания дидактических законо­мерностей и основных дидактических принципов: един­ства обучения и воспитания, индивидуального подхода, доступности и научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности и др.

Специфика логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики определяется тем, что субъектом и объектом ее внимания являются дети (лица) с речевыми нарушениями и особенности их специального обучения и воспитания.

Особенности процесса специального обучения и вос­питания прежде всего выражаются в необходимости ком­плексного медико-педагогического изучения логопатов, диагностирования разных форм и глубины речевых нару­шений (пользуясь клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями речевых нарушений), выбора соответствующих методик психолого-педагогичес­кой коррекции, использования коррекционно-педагоги-ческих приемов в совокупности с задачами общеразвива-ющего обучения и всестороннего воспитания.

Специфика логопедагогики (по аналогии с други­ми частями специальной педагогики: олигофренопеда­гогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики) определя­ется необходимостью комплексного лечебно-педагоги­ческого подхода к детям-логопатам, необходимостью содружественной работы с ними специалистов разно­го профиля (логопедического, медицинского, психоло­гического, педагогического) и семьи.

Таким образом, своеобразный конгломерат разных знаний из лингвистических, медико-биологических, со­циально-психологических и педагогических наук обра­зует содержательную ткань современной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики и оп­ределяет ее рамки, место и роль в ряду смежных наук.

При этом в развитии теории и практики современ­ной отечественной логопедии наиболее определенно прослеживается совокупность медико-педагогических направлений. Выражается это в нижеследующем.

Организация практической логопедической помо­щи населению осуществляется в системах образования (просвещения) и здравоохранения. В первом случае — это специальные дошкольные образовательные учреж­дения и отдельные группы при массовых дошкольных учреждениях, специальные школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи и логопедические пункты при общеобразовательных школах. Во втором случае — это логопедические кабинеты при детских поликлиниках и диспансерах, логопедические отделения при больни­цах, специализированные санатории.

В теории и практике логопедии признанным счи­тается комплексный медико-педагогический подход к изучению и преодолению речевых нарушений.

Разработка научно-практических основ логопедии традиционно ведется под эгидой Российской Академии образования (НИИ дефектологии — Институт коррек-ционной педагогики). В научно-исследовательской ра­боте участвуют коллективы специальных кафедр (в их числе и медицинских) коррекционно-педагогических факультетов и отделений высших учебных заведений, научно-методические лаборатории и центры медико-психолого-педагогического профиля.

В учебные планы подготовки специалистов-лого­педов в педагогических вузах включены специальные циклы медико-биологических и психолого-педагогичес­ких дисциплин. Издаются соответствующие учебники и учебные пособия для студентов.

* * *

К сожалению, хотя это естественно, мы не смогли в этом пособии, как хотелось бы, дать материалы всех авторов, кто внес свой посильный вклад в развитие современной отечественной логопедии. (Это отдельная тема исследования). Нам важно было здесь на отдель­ных конкретных примерах показать специфику логопе­дии (как отрасли специальной педагогики), образуемую в результате использования прежде всего медико-педа­гогического подхода в развитии ее теории и практики.

Свой материал по истории развития логопедии мы называем очерками. Этим желаем подчеркнуть, что ра­бота по сбору, изучению и обобщению опыта прошло­го, и тем более современного развития логопедии, продолжается. И это изучение может идти не только с медико-педагогических позиций. Ракурсы, под углом которых изучается история логопедии, остаются откры­тыми для различных исследований.

Главная задача нашего учебно-хрестоматийного пособия заключается в том, чтобы максимально акти­визировать самостоятельную работу студентов, заин­тересовать и побудить их к творческому осмыслению и использованию опыта прошлого и настоящего в ис­тории развития логопедии, помочь будущим специали­стам в формировании своих собственных профессио­нальных знаний, умений, убеждений.

Желаем успехов!

В.И. Селиверстов