Предисловие
…Беда многих людей не в том,
что их семья учила плохому,
а в том, что не учила хорошему.
В.А. Сухомлинский
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде опять. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии. Свидетельством тому являются страшные цифры семейной статистики: «Ежедневно 438 детей в России уходят из дома. Ежедневно 650 детей совершают преступления. Ежедневно 1400 детей ставятся инспекцией по делам несовершеннолетних на учет. Ежедневно 2625 детей доставляют в органы милиции». Если эти данные помножить на 365 (количество дней в году), цифра получается астрономическая.
В связи с этим, невольно возникает вопрос: «Что же представляет собой современная российская семья? Есть ли у нас та наглядная модель семьи, к которой можно и стоит стремиться?» Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специалистов-семьеведов, потому что ни психологи, ни социологи пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, это в некоторой степени и оправдано: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то хотя бы уметь распознавать и затем конструктивно устранять те негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов. При явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких ее членов, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.), не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего, с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные, семьи со скрытым неблагополучием не менее опасны в плане воздействия на нравственное становление личности ребенка, а в некоторых случаях, пожалуй, даже более вредны, потому что демонстрируют детям “двойную мораль”, которую те довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни в отношениях с окружающими.
Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит так просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях ее членов, и прежде всего родителей и детей. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях дифференцированного обучения в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, и, наконец, в-третьих, влияет также воздействие завышенных социальных требований.
Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной работы в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки в профессиональной деятельности, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают достаточными знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.
Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днем растет, и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию российских граждан, которые нуждаются в особой защите не только от сложностей жизни, а зачастую и от своих собственных родителей.
Предлагаемая книга построена таким образом, что вопросы, посвященные психологическим проблемам явного семейного неблагополучия, чередуются с изложением вопросов о его скрытых, завуалированных формах. С учетом того, что неблагополучные – такие семьи, в которых, по словам М. И. Буянова, плохо ребенку, в содержание пособия включены материалы о положительных и отрицательных ролях, которые навязываются ребенку взрослыми членами семьи.
Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка.
С учетом разнородного характера неполных семей, отдельно выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребенка в разведенной, осиротевшей и внебрачной семье. Последней разновидности неполных семей нами уделено особое внимание, потому что как зарубежные, так и отечественные исследователи чаще всего ограничиваются лишь упоминанием общего круга проблем, с которыми сталкиваются дети из таких семей. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растет и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.
Один из разделов работы посвящен рассмотрению вопросов о влиянии личности родителей на характер внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских и детско-детских. Здесь же представлена информация об особенностях и возможных видах нарушений семейного воспитания и формах отклоняющегося поведения ребенка как одном из последствий семейного неблагополучия и педагогической некомпетентности родителей.
Кроме того, мы посчитали возможным включить в работу (в виде приложений) рекомендательно-практические материалы о том, как следует строить отношения с ребенком и друг с другом разведенным родителям. Очень часто, не задумываясь о том, как это может отразиться на особенностях психики и личностного развития ребенка, бывшие супруги избирают его в качестве средства удовлетворения своих эгоистических интересов и делают предметом разного рода «разборок». Сюда же включено и приложение, в котором даются психологические рекомендации одинокому родителю, оставшемуся с ребенком после развода или смерти супруга.
Естественно, нам не удалось рассмотреть множество других, не менее актуальных вопросов, касающихся особенностей детско-родительских отношений. Они будут освещены в других работах автора, посвященных семье и семейным взаимоотношениям. При написании этой книги свою главную задачу автор видела в том, чтобы обратить внимание родителей и работников социальной сферы на те психологические проблемы, которые чаще всего встречаются в современных семьях. Родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Психологически и педагогически грамотные рекомендации нужны не только тем из них, чьи дети оказались в «группе риска», а всем без исключения родителям, потому что именно им принадлежит первоочередное право на воспитание своих детей. И очень важно в этом важном и нелегком деле не допустить ошибок, а если это все-таки случилось, то своевременно их исправить с наименьшим ущербом для развития личности ребенка.
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание