logo search
Психология_и_педагогика_УМК

Тема 5. Современное состояние образования в России

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

В России к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

- профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования)

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии (физического, психического и интеллектуального)

- учреждения дополнительного образования

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (послевузовского образования, институты повышения квалификации).

Остановимся на основных характеристиках высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование – образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы. Как и всякое образование, высшее образование – признаваемый обществом системный результат усвоения специально отобранного содержания образования.

Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах. В России, как указывал Н.В.Сперанский, задача высшего образования состояла в том, чтобы «приучить молодого своего адепта думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приемами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, а не в том, чтобы обращать его голову в склад профессорских поучений».

Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих факторов:

  1. государственной политики в области образования вообще и высшего в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению с другими отраслями народного хозяйства и социальных сфер;

  2. сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического развития в любой другой отрасли;

Тем не менее, только в последние 2 года начала увеличиваться доля национального дохода на развитие образования. В 1950 г. СССР тратил 10% нац.дохода на образование (США – 4%), в 1988 г. – 7% (США – 12%), 1992 г. – 4%. Пик расцвета высшей школы пришелся на 50-60 годы, когда страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в области математики, естественных наук и техники. К концу 80-х годов СССР занимал только 39 место в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей.

  1. реального формирования рыночных отношений в стране и становление рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции;

  2. наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии, педагогики высшего образования;

  3. формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговых оценок.

В 1998 г. доля негосударственных вузов превысила одну треть (334 из 914, в 1993 г. негос. вузов было 78), однако обучалось в них 7% всех студентов страны; при этом 55% контингента негосударственных вузов России сосредоточено в Москве и С-Петербурге.

Резкий всплеск контингента студентов в вузах наблюдается после 1994г., когда началась война в Чечне; в 90-х годах значительно увеличилось количество открытой информации о положении дел в армии. Т.о., увеличение числа студентов в вузах во многом связано с нежеланием юношей служить в армии. Нельзя не учитывать высокие темпы развития экономики России после 2000 г., интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство, развитие информационных и телекоммуникационных технологий, что востребует высококвалифицированных специалистов. Однако вопрос о качестве современного высшего образования в России до сих пор остается открытым.

Материалы для самостоятельного изучения