logo search
Прайс лист на оказание банных услуг МУП РЭП Сло

Вопрос 23. Школьный класс как малая социальная группа: хар-ка, стр-ра, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения

В классификации малых социальных групп, школьный класс является устойчивой формальной группой, т.е. группой, которая целенаправленно создается для реализации конкретной деятельности в рамках определенного социального института. Такая группа имеет заданную статусно-ролевую и нормативную структуру, в рамках которой возникают неформальные образования.

Как показали социально-психологические исследования, в группе учащихся, в процессе ее постепенного развития, спонтанно складывается неформальная социометрическая структура – отражающая специфику межличностных отношений членов группы, имеющих эмоциональную основу.

Изучение школьных групп позволило социальным психологам выделить типичные стадии группообразования:

1. Формирование представлений учащихся о классе и друг друге. Осторожные взаимодействия, ведущие к формированию диад. В качестве авторитета выступает преподаватель.

2. Формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания. Неравномерность развития группы в учебной и эмоциональной сферах.

3. Стадия конфликта – столкновения между членами группы в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать проблемы самостоятельно (поиск «ниш»).

4. Переход к сбалансированности в отношениях (распределение по «нишам»).

5. Возникновение группы в психологическом смысле, с отчетливо выраженном чувством

6. Доминирование сферы эмоциональной активности, резкое возрастание личных взаимодействий.

7. Стадия актуализации – высший этап групповой зрелости. На этой стадии возникает баланс уровней развития деловой и эмоциональной сфер. Достигает высокого уровня групповая сплоченность и ценностно-нормативное единство.

,