Уровни сформированности представлений о временах года.
Таблица 12
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 3 | 2 | 3 | 2 |
Актуальными уровнями оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний), к которым было отнесено по 3 учащихся.
Первый уровень (очень низкий): называет времена года с наводящими вопросами экспериментатора. Неверно по картинкам определяет время года, путает сезонные явления каждого времени года. Располагает картинки в неправильном порядке, не пользуясь наводящими вопросами или подсказками экспериментатора. Знает и называет время года, которое сейчас идет; не знает месяц, который сейчас идет. Не знает остальных месяцев в году. Не видит ошибок в нелепице - утверждает, что на рисунке все правильно, даже после наводящих вопросов и подсказок экспериментатора.
Третий уровень (средний): Верно называет времена года, которые знает. Верно указывает на картинки с тем временем года, который попросил экспериментатор, адекватно обосновывает свой выбор. Картинки раскладывает только с наводящими вопросами. Плохо ориентируется в сезонах относительно друг друга. Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет, называет остальные месяцы весны. Путается в назывании остальных месяцев, называет их с наводящими вопросами. Находит ошибки в рисунке, перечисляет их с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Не всегда верно исправляет ошибки.
Серия 4. «Представления о сезонной одежде».
Задание 1. «Соответствие одежды определенному сезону».
Уровни сформированности умений определять соответствие одежды определенному сезону.
Таблица 13
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | 3 | 2 | 3 | 2 |
Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по четырем уровням. Преобладающими оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний) уровень, к которым было отнесено по 3 ученика от общей массы испытуемых. На 2 (очень низком), 4 (высоком) уровне учащиеся распределились по 2 на каждый уровень. Школьников, соответствующих 0 уровню не оказалось.
Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:
Выраженный стойкий интерес к данному заданию – учащиеся с интересом выслушивают задание экспериментатора, с интересом приступают к его выполнению;
Понимание инструкции экспериментатора – учащиеся поняли, что по заданию им необходимо соотнести группы одежды с соответствующим сезоном;
Частично верное выполнение задания – верно была соотнесена летняя и зимняя группа одежды с соответствующими сезонами, однако перепутали весеннюю и осеннюю группы одежды с весной и зимой;
Активность и целенаправленность выполнение задания в соответствии с поставленной целью – учащиеся самостоятельно и активно определяли сезоны по фотографиям и соотносили группы одежды;
Правильное понимание вербального и невербального материала – учащиеся верно понимали обращенную речь и вопросы экспериментатора, выполняли то, что попросил их выполнить экспериментатор; верно определили по фотографиям сезоны;
Правильность передачи содержания вербального материала – учащиеся верно перечисляли сезоны, верно перечисляли группы одежды, которые видят и верно обобщали (летняя одежда, зимняя одежда, весенняя одежда, осенняя одежда). Частично верная передача невербального материала – по большему счету, учащиеся верно группировали одежду, однако многие перепутали и соединили весеннюю группу одежды с осенью, а осеннюю – с весной;
Способность придерживаться инструкции на всем протяжении работы; сохранение в памяти инструкции до конца выполнения задания – учащиеся верно следовали алгоритму выполнения задания, который был дан экспериментатором, до конца всего задания;
Соответствие выполнения задания заданной инструкции – все учащиеся соединили группы одежды с каждым сезоном;
Самостоятельно начинали и выполняли задания без помощи взрослого;
Работоспособность учащихся сохранялась до конца задания;
Замечают свои ошибки, если на них указать.
Подводя итоги по заданию четвертой серии можно выделить и охарактеризовать следующие актуальные уровни сформированности.
Актуальными уровнями оказались 1 (очень низкий) и 3 (средний), к которым было отнесено по 3 учащихся.
Первый уровень (очень низкий): не находит левую – правую сторону на листе бумаги, но хорошо ориентируется в левой и правой стороне своего тела. Не определяет время года по фотографиям. Неверно классифицирует одежду по временам года; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).
Третий уровень (средний): Верно ориентируется в левой – правой стороне своего тела и листа бумаги; делает обобщение понятий; верно определяет время года по фотографиям; к каждой серии одежды находит свой сезон года с наводящими вопросами; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).
Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
Задание 1. «Отражение в рисунке сезонных изменений». (Рисования на тему: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой»).
Уровни сформированности умений отражать сезонные изменения
в рисунке.
Таблица 14
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 |
Анализ полученных данных по этому заданию показал, что дети распределились по пяти уровням. Преобладающим оказался 1 (очень низкий) уровень, к которому было отнесено 5. На 0, 2 (низком), 4 (высоком) уровне оказалось по 1 ученику. На 3 (среднем) уровне –2 школьников.
Для подавляющего большинства детей экспериментальной группы оказалось характерно:
Выраженный, стойкий интерес к выполнению данного задания – все ученики с интересом выслушивали задание и спешили притупить к работе;
Понимание инструкции экспериментатора – старались изобразить дерево так, как попросил экспериментатор;
Неверное выполнение задания – большинство неверно передало основные характеристики большинства времен года: изображения были стереотипны, цвета использовались неадекватно, изображали посторонних объектов, не соответствующих данной теме;
Ухудшение выраженной активности и целенаправленности из-за пресыщения деятельностью; убывающая целенаправленность – первый рисунок изображался школьником с интересом, активно и самостоятельно, а при рисовании последующих наблюдалась пассивность – приходилось постоянно возвращать внимание школьника к заданию;
Правильное понимание вербального материала – учащиеся понимали, что им необходимо изобразить и как это изобразить;
Неверная передача содержания вербального материала – речь учащихся, которая сопровождала рисование либо не относилась к заданию, либо передавала неверные характеристики того или иного времени года. Неверная передача невербального материала – в рисунках наблюдались посторонние объекты, не связанные с темой;
Неспособность придерживаться инструкции на всем протяжении работы; задание не сохраняется в памяти школьников до конца его выполнения – учащиеся следовали алгоритму при выполнении задания, который был дан экспериментатором, но после первых двух рисунков инструкцию необходимо было повторять;
Соответствие выполнения задания заданной инструкции – учащиеся изобразили деревья в разные времена года;
Невозможность полностью выполнить задание из-за пресыщения деятельностью – необходима была организующая помощь;
Работоспособность умеренная – у учащихся наблюдается истощение деятельность к середине задания);
Ошибки в своих работах не замечают, даже если экспериментатор на них указывает;
Неверная передача цветовой гаммы в рисунке;
Неверная передача формы предметов и объектов в рисунке.
Подводя итоги по заданию пятой серии можно выделить и охарактеризовать следующий актуальный уровень сформированности.
Первый уровень (очень низкий): не проявляет интерес. Не передает полностью смысл данного задания. Правильно отражается только одно сезонное изменение. В других рисунках преобладают объекты, не связанные с заданием. Цвета использует неадекватно. Рисование не сопровождаются речью, даже по вопросам экспериментатора.
Подводя итоги по десяти заданиям, суммируя полученные детьми баллы, можно определить уровни сформированности временных представлений у школьников с интеллектуальной недостаточностью второго класса и охарактеризовать их актуальность.
0 уровень – 0 баллов
1 уровень (очень низкий) – 1 - 10 баллов
2 уровень (низкий) – 11 - 19
3 уровень (средний) –20 - 29 баллов
4 уровень (высокий) –30 - 40 баллов
Общее количество учащихся | 0 уровень
| 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | - | - | 4 | 3 | 3 |
Анализ полученных данных показал, что преобладающим уровнем по десяти заданиям оказался второй (низкий) уровень. На нем оказались 4 учащихся.
Второй уровень (низкий): характеризуется тем, что большинство учеников не могут назвать части суток самостоятельно, однако с некоторой помощью верно перечисляют все. При выборе определенной части суток из предложенных картинок и фотографий выбирает только ночь и утро (самые характерные), при этом адекватно обосновывает свой выбор. Однако акцент делает на несущественных деталях картинки с той или иной частью суток. В остальных картинках и фотографиях путается. Если экспериментатор попросил разложить картинки с изображением мальчика в разные режимные моменты, ученик не выполняет задание правильно даже с помощью экспериментатора. Так же не ориентируется в понятиях «за», «перед», «между». При просьбе экспериментатора закончить предложения, связанные с временем суток, по большему счету дополняет верно. Не дифференцируют понятия «вчера», «сегодня», «завтра» или могут путать их с частями суток. Соответственно, неверно заканчивают предложения за экспериментатором. Так же не видят ошибки в предложениях, в которых употреблены понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и утверждают, что в предложениях все правильно.
Верно называет времена года, которые знает, однако путается в картинках при просьбе экспериментатора показать определенный сезон. Также как в случае с режимными моментами, обосновывает свой выбор по несущественным признакам рисунка. При разложении картинок времен года, выполняет это задание с подсказками экспериментатора. Не ориентируется в сезонах относительно друг друга.
Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет; путается или не называет остальных месяцев. Сложности при определении времени года по фотографиям. Неверно классифицирует одежу по временам года; самостоятельно не преобразует существительные в прилагательные (лето – летняя одежда).
При изображении времен года интерес к рисунку понижен. Рисует отдельные детали, не передает полностью смысл данного задания. Правильно отражается только два сезонных изменения. Цвета использует неадекватно. Ученик сопровождает рисование речью только по вопросам экспериментатора.
В ходе эксперимента были выделены особенности каждого из учеников при выполнении заданий экспериментатора.
Олеся Г., 8 лет.
Самостоятельно называет части суток. По картинкам режимных моментов верно указывает на названную экспериментатором часть суток. Раскладывает эти картинки в верной последовательности начиная с той, какую показал экспериментатор.
Верно по фотографиям природы определяет части суток, верно обосновывает свой выбор. Хорошо ориентируется в понятиях «за», «перед», «между».
Хорошо ориентируется в определении занятий в определенное время суток – верно заканчивает предложения экспериментатора.
Путает понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Однако с незначительной подсказкой отвечает на вопросы правильно. При дополнении предложений экспериментатора использовала только слова «вчера», «завтра», даже тогда, когда следовало по смыслу использовать слово «сегодня».
Исправляет ошибки экспериментатора правильно, однако использовала только понятие сегодня.
Знает все времена года, называет их и располагает картинки с их изображением в правильной последовательности. Верно находит по картинкам то время года, которое ее попросил найти экспериментатор. При этом верно обосновывает свой выбор.
Верно называет время года и месяц, который сейчас идет. Верно называет все месяца весны, лета и осени. Не может назвать месяцы зимы.
При рассматривании нелепицы, самостоятельно не называет ошибки. Только при указе на них экспериментатором замечает их и исправляет также по вопросам экспериментатора. Не все ошибки художника может исправить: говорит, что грибы собирают весной; не может назвать, когда зреют овощи и фрукты.
Сложности в ориентации на листе бумаги – не может с первого раза определить правую и левую стороны. Однако хорошо ориентируется в схеме собственного тела. Верно по фотографиям определяет время года. Верно сопоставляет группу одежды с определенным временем года. Но часто выделяет несущественные признаки в группе одежды при отнесении к тому или иному сезону. Верно преобразует существительные в прилагательные.
При изображении был отмечен интерес учащейся к заданию. Все четыре времени годы были изображены охотно, мотивация не терялась в течение выполнения задания. Использовала активно различные цвета для передачи цветовых характеристик каждого сезона. Все времена годы были изображены верно, переданы все характерные черты каждого. Рисование сопровождалось речью только когда экспериментатор задавал вопросы по рисунку – учащаяся охотно отвечала развернутыми предложениями. В речи было отмечено планирование своей деятельности: учащаяся рассказывала, что рисует сейчас, что нарисует потом, как это будет выглядеть.
Слава С., 8 лет.
Не может называть время суток самостоятельно. По картинкам режимных моментов верно выбирает только ночь и утро, как самые характерные. В остальных путается. Располагает в верной последовательности только с подсказкой экспериментатора.
Путает части суток по фотографиям природы. Верно выбирает фотографию с изображением ночи. Остальной свой выбор обосновывает совершенно неверно.
Неверно заканчивает предложения за экспериментатором: «Обедаем ночью, чистим зубы и ложимся спать ночью, крепко спим утром».
Не дифференцирует понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Соответственно, неверно отвечает на вопросы экспериментатора по пониманию этих понятий, совершенно неверно заканчивает предложения за экспериментатором.
В предложениях с ошибками, ошибок не видит, даже если на них указать, и утверждает, что все правильно.
Времена года перечисляет только с помощью наводящих вопросов экспериментатора. При определении на картинке каждого времени года путается и обосновывает свой выбор по несущественным признакам рисунка.
Может назвать время года, которое сейчас идет, однако не называет месяц. Путается в назывании месяцев лета, не может расположить в верной последовательности. Не называет остальных месяцев в году.
Не понимает нелепицы. Даже если экспериментатор указывает на ошибки, утверждает, что на рисунке все верно.
Путает правую и левую сторону на листе бумаги. Нет представлений об одежде в определенное время года.
Рисунки стереотипны. Все времен года изображены одинаково, при этом не соответствуя действительности. Цвета использовал неадекватные.
Леша Н., 8 лет.
Сформированы представления о времени суток: верно перечисляет их, находит на картинках режимных моментов, располагает в верной последовательности.
Верно определяет время суток по фотографиям природы, верно обосновывает свой выбор.
Имеет представления об основных занятиях в определенную часть суток. Верно заканчивает предложения за экспериментатором, эмоционально реагируя на задание.
Сформированы представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Верно их использует.
В предложениях с ошибками видит эти ошибки, эмоционально на них реагирует, исправляет их.
Знает все времена года, называет их и располагает картинки с их изображением в правильной последовательности. Верно находит по картинкам то время года, которое его попросил найти экспериментатор. При этом верно обосновывает свой выбор.
Знает и называет время года и месяц, который сейчас идет. Верно перечисляет все месяцы в году в верной последовательности. Знает, к каким временам года, какие месяцы относятся.
При рассматривании нелепицы, сразу видит ошибки, указывает на них экспериментатору и эмоционально на них реагирует. Все ошибки художника исправляет верно.
В начале рисования прослеживался интерес учащегося к выполнению. Однако, как только приступил к выполнению, интерес пропал, начал отвлекаться. На стволе дерева изображал выученные знаки «+» и «-», записывал примеры, которые потом закрашивал. Учащегося приходилось постоянно инструкциями возвращать к выполнению задания. В итоге рисунки не отражают характерных черт каждого времени года. Более адекватным у школьника получилось изобразить только одно. Цвета использовались неадекватно.
Мария К., 8 лет.
Не может сама назвать части суток, которые знает. Однако верно находит по картинкам режимных моментов те, которые попросил экспериментатор. Однако самостоятельно не может разложить эти картинки в правильной последовательности.
На картинках природы не может найти нужную часть суток. Свой выбор обосновывает по несущественным деталям фотографии.
Верно заканчивает предложения за экспериментатором только про утро и обед. Не ориентируется в понятиях «за», «после», «между».
Точно знает, что означает только понятие «сегодня». В остальных путается. Неверно заканчивает предложения за экспериментатором.
Ошибки в предложениях с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» не видит. При указании на них, утверждает, что в предложениях все правильно.
Знает и называет все времена года, находит их и располагает по порядку. При просьбе показать определенное время года, находит и показывает, но обосновывает свой ответ неверно. Однако плохо ориентируется в сезонах относительно друг друга с использованием понятий «за», «перед», «между».
Называет экспериментатору время года, которое сейчас идет, однако затрудняется назвать месяц. Путается в назывании стальных месяцев.
Ошибки в нелепицах самостоятельно не находит. Видит их только когда экспериментатор на них указал. Ошибки исправляет, но неверно.
Верно ориентируется на листе бумаги: сразу верно находит правую и левую сторону. Верно по фото определяет сезон. Перепутала осеннюю и весеннюю группу одежды.
К рисованию не было интереса. Характерные признаки времени года были переданы только в одном рисунке ученицы. Остальные были стереотипны и вообще не передавали признаки того или иного сезона. Цвета использовались адекватно.
Миша С., 10 лет.
Хорошо ориентируется в частях суток: перечисляет их самостоятельно, на картинках режимных моментов находит нужную, верно обосновывает свой выбор. Однако располагает картинки в нужно последовательности с подсказкой экспериментатора.
По фотографиям природы ученик верно определяет части суток, однако обосновывая свой выбор, акцент делает на несущественные детали рисунка.
Заканчивает предложения не всегда верно. Плохо ориентируется в частях суток между собой.
Не дифференцирует понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Не видит ошибки в предложениях, не исправляет их по смыслу. Утверждает, что в предложениях все правильно.
Называет времена года, которые знает. При поиске их на картинках, путается в определении нужного времени года. Ориентируется на подсказки экспериментатора. Однако обосновывает свой выбор по несущественным признакам.
Называет время года, которое сейчас идет и месяц, однако не знает остальных месяцев в году.
Нелепицы не понимает – ошибки в рисунках не видит и утверждает, что все в рисунке правильно.
Плохо ориентируется на листе бумаги: не сразу находит правую и левую сторону на листе. Классифицирует группы одежды только с помощью экспериментатора.
Рисунки стереотипны: два из четырех были нарисованы учеником абсолютно одинаково. Более-менее верно было передано одно время года, однако не полностью переданы его характерные черты. Цвет по большему счету передан неадекватно. Рисунок не сопровождался речью. На вопросы экспериментатора ученик отвечал односложными фразами.
Соня П., 9 лет.
Не смогла самостоятельно назвать все части суток. По просьбе экспериментатора показать ту или иную часть суток, путалась и указывала не на те. Не могла самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности. Верно их разложила только с помощью подсказок экспериментатора.
Верно находила нужные части суток по фотографиям природы, однако обосновывала свой выбор по несущественным признакам.
Правильно заканчивала предложения за экспериментатором. Однако путается в расположении частей суток относительно друг друга: не ориентируется в понятиях «до», «после», «между».
В предложениях с ошибкой, утверждает, что все правильно. Даже на указание использование неверного понятия, ошибку не видит.
Знает все времена года. Верно находит на картинках то время года, которое попросил экспериментатор, но акценты делает на несущественные детали рисунка. Раскладывает последовательность времен года верно только с помощью экспериментатора.
Знает время года, которое сейчас идет, но не знает ни одного месяца в году. Не может назвать даже с подсказками экспериментатора.
Не видит ошибок в нелепице. Даже если на них указать, утверждает, что на рисунке все правильно.
Плохо ориентируется на листе бумаги: путает правую и левую стороны, указывает их верно только с подсказкой взрослого. По фотографиям верно определяет время года, однако при дифференциации групп одежды перепутала весеннюю и осеннюю одежду.
Только в 3х из 4х рисунков верно передала характерные черты определенных сезонов года. Интереса к выполнению задания не было. Постоянно отвлекалась на посторонние темы. При рисовании говорила на отвлеченные темы. При вопросах, касающихся задания или рисунка, отвечала фразами, не было планирования своей работы. Цвета использовались адекватно только в 3х рисунках.
Коля П., 8 лет.
Не мог назвать самостоятельно все части суток. При просьбе экспериментатора найти определенную часть суток на картинке режимных моментов, выбирает только утро и ночь. В остальных путается. Не располагает самостоятельно картинки по порядку.
Путается в частях суток, изображенных на фотографиях природы. Не объясняет свой выбор.
Верно закончил предложения за экспериментатором, однако не может ориентироваться в расположении частей суток относительно друг друга.
Не знает определения понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Соответственно, неверно отвечал на вопросы экспериментатора и заканчивал предложения - путает эти понятия с частями суток.
Ошибки в предложениях с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» не замечает. На подсказки экспериментатора не реагирует.
Не может самостоятельно назвать все времена года, которые знает. На картинках не определяет эти времена года. Указывает на первые попавшиеся под руку. Не обосновывает свой выбор. Не располагает картинки по порядку.
Знает и называет время года, которое идет, но не знает ни одного месяца в году.
Нелепицы не понимает. Ошибки не видит, даже если экспериментатор указывает на них.
Не ориентируется на плоскости листа: не может определить правую - левую сторону листа. Плохо ориентируется в схеме собственного тела. При распределении групп одежды перепутал весеннюю и осеннюю одежду.
При изображении времен года не было правильно передано в полной мере ни одно. Все 4 рисунка похожи друг на друга. Цвета использовались правильно. Неадекватно использован цвет в рисунке зимы. Речь не использовал. Даже на вопросы экспериментатора не отвечал.
Андрей Я., 9 лет.
Верно, но с помощью экспериментатора называет все части суток. По картинкам определяет правильно только утро и день – верно обосновывает. В остальных картинках режимных моментов путается. Верно располагает карточки по порядку.
Верно по фотографиям природы определяет части суток. Верно обосновывает.
Заканчивает предложения за экспериментатором верно. Хорошо ориентируется в расположении частей суток относительно друг друга.
Знает и верно отвечает на вопросы о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». Однако при дополнении предложений путается в понятиях.
В предложениях с ошибками видит эти ошибки, эмоционально на них реагирует и исправляет верно.
Называет все времена года. По просьбе экспериментатора найти определенное время года, находит, верно называет характерные черты этого времени года. Однако располагает их в верной последовательности только с подсказкой экспериментатора.
Называет время года и месяц, который сейчас идет. Называет все остальные месяцы данного времени года, однако путается в назывании остальных месяцев: называет их, но не знает, к какому времени года каждый относится.
Плохо ориентируется на листе бумаги: не сразу определяет правую – левую сторону листа. По фотографиям верно определяет время года. Правильно дифференцирует группы одежды по сезонам.
При рисовании на заданную тему отсутствовал интерес. Изображение времен года были выполнены схематично, не передавая основных черт каждого из них. Упор при рисовании был на объекты, не относящиеся к теме: учащийся рисовал пингвинов, при этом сопровождая свое рисование научным рассказом о них. При попытке вернуть учащегося к теме задания – отказ от выполнения. Последнее время годы было не изображено, так как учащийся отказался его выполнять.
Выполнение всех заданий сопровождалось рассказом - верной передачей услышанных фактов о динозаврах и об эрах геологической истории Земли.
Саша М., 10 лет.
Самостоятельно называет части суток, которые знает. Однако путается в их указании по картинкам режимных моментов. Не может расположить картинки по порядку.
Верно находит фотографии природы с названной экспериментатором частью суток. Однако при обосновании выбора упор делает на несущественные признаки каждой фотографии.
Частично верно заканчивает предложения за экспериментатором. Не ориентируется в расположении частей суток относительно друг друга с использованием понятий «до», «между», «после».
Верно отвечает на вопросы экспериментатора о названии дней (вчера, сегодня, завтра). Частично верно заканчивает предложения за экспериментатором.
Ошибки в предложениях не видит, не исправляет. При указании на них, считает, что все верно.
Называет времена года, однако путается в нахождении их на картинках. Располагает картинки по порядку только с наводящими вопросами экспериментатора.
Сложности в назывании месяцев осени. Остальные месяцы знает и называет, однако в нарушенной последовательности.
Ошибки в нелепицах замечает только, если экспериментатор указывает на них. Исправляет неверно.
Сложности в нахождении правой и левой стороны. Одежду классифицирует неверно. На вопросы – подсказки экспериментатора говорит, что все сделал правильно.
При изображении времен года, рисовал объекты, не характеризующие определенный сезон: корзинку, бруснику отдельно от дерева - осенью; урна – осенью. Учеником было изображено 2 картинки осени. Несмотря на подсказки экспериментатора, не хотел изображать весну. Нет представлений о временах года – летом изобразил грибы.
Аня Б., 10 лет.
Полностью сформированы представления о частях суток.
Отлично ориентируется в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»; в понятиях «до», «после», «между».
Находит ошибки в предложениях, эмоционально на них реагирует, исправляет верно.
Полностью сформированы представления о временах года.
Знает и называет все месяца года, по порядку, знает, к какому времени года каждый месяц относится.
Понимает нелепицы, эмоционально на них реагирует, исправляет ошибки художника верно.
Правильно ориентируется на поверхности листа; верно классифицирует группы одежды по сезонам.
Верно изображает 3 из 4х времен года. В них верно переданы основные характеристики этих времен и цветовая гамма. При изображении осень – цвета выбраны неадекватно.
Анализ полученных данных показал, что у второклассников с интеллектуальным недоразвитием наблюдается широкий диапазон сформированности временных представлений от низкого до высокого уровня.
При проведении эксперимента нами был выделены следующие трудности:
Слабый интерес, отсутствие желания выполнять задания вербального характера – к концу выполнения заданий учащиеся теряли суть, забывали инструкцию и постоянно отвлекались на посторонние предметы, так как их внимание не было сконцентрировано на наглядности. В этот список входят задания, в которых необходимо закончить предложения за экспериментатором, ответить на вопросы об абстрактных понятиях («вчера», «сегодня», «завтра), перечислить месяцы года, найти ошибки в предложениях, что оказалось наиболее проблематично для учащихся второго класса специальной (коррекционной) школы;
Большинство учеников не дифференцируют понятия: части суток и понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Некоторые из учеников даже путали понятия «время года» и «месяц». Соответственно, задания были выполнены неверно;
В последнем творческом задании учащиеся в основном использовали неверные цвета для изображения тех или иных объектов, даже если объекты, характеризующие то или иное временя года, были выбраны верно.
Учащиеся были склонны изображать объекты, не относящиеся к теме задания: изображение пингвинов или урны.
По большему счету, помощь экспериментатора в различной степени ее формализации не принималось учащимися.
Непонимание нелепиц в изображении. Лишь двое из 10-ти учеников второго класса специальной школы смогли сразу определить ошибки в рисунке и эмоционально отреагировали на них. Остальные учащиеся не видели ошибок или утверждали, что все в рисунке правильно. Некоторые учащиеся, при указании на ошибки, пытались их исправить, однако, в связи с недостаточной сформированностью представлений о временах года, делали это неверно.
Распределение групп одежды по сезонам. В целом задание было выполнено верно, однако почти все ученики (за исключением двух) не смогли дифференцировать весеннюю и осеннюю группы одежды.
Среди вышеперечисленных трудностей наблюдались и успехи при выполнении определенного рода заданий. Наиболее доступным оказалось:
Нахождение определенной части суток по фотографиям природы. Большинство учеников хорошо справились с этим заданием – фотографии были яркие, привлекали внимание - учащиеся были сконцентрированы на них на всем протяжении выполнения задания. Кроме того, смена частей суток в природе – это то, что мы наблюдаем все ежедневно. Соответственно, это самое доступное задание, и большинство учеников справились с этой задачей.
Определение времени года по картинкам. Они концентрировали внимание учеников на всем протяжении работы. Картинки ярко отличались друг от друга характерными чертами того или иного времени года. Поэтому ученикам не составило труда определить каждое время года из предложенных на картинках.
Оречевление своего рисунка. Не всегда речь, сопровождавшая рисование учеников была связана с непосредственным заданием, однако школьники все же молчали при его выполнении. При формулировке наводящих вопросов учащиеся охотно рассказывали о своей работе.
Таким образом, из всего вышеперечисленного нами были сформулированы особенности временных представлений учащихся второго класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида, которые заключались в следующем:
Недостаточно сформированы представления об имеющихся временных понятиях;
Неточность употребления временной терминологии;
Ошибки определения последовательности частей суток и времен года друг за другом; расположения частей суток и времен года относительно друг друга;
Неточные, фрагментарные, недифференцированные, поверхностные представления о частях суток и о временах года;
Ошибки дифференциаций временных связей и отношений;
Не сформированы представления о временах года по деятельности человека;
Отсутствуют представления о месяцах года и их последовательности; об отношении каждого месяца к определенному сезону;
Не достаточно сформированы представления о сезонной одежде. По большему счету наблюдаются проблемы по дифференциации осенней и весенней групп одежды.
Отсутствие представлений о природных явлениях, характерных для каждого из сезонов года. В нелепицах учащиеся не замечают ошибок в изображении определенного времени года или неверно их исправляют;
Невозможность в рисунке передать в полной мере характеристики всех четырех времен года. Цвета используются неадекватно; в рисунках наблюдаются объекты, не характеризующее определенное время года. Наблюдается изображение хорошо заученных действий: изображение математических примеров, математических знаков, букв.
- Быстриченко
- Введение
- Глава 1. Теоретическое изучение проблемы рисования детей с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
- 1.1 Развитие детского рисования
- 1.2 Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
- Тематическое рисование как средство развития познавательной сферы детей с недоразвитием интеллекта
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Практическое изучение особенностей передачи временных представлений в рисунках школьниками с интеллектуальным недоразвитием.
- 2.1. Методика экспериментального исследования
- Содержание эксперимента
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Серия 3. Знания о временах года (зима, весна, лето, осень)»
- Серия 4. «Представления о сезонной одежде»
- Серия 5. «Рисование сезонных изменений»
- 2.2. Исследование уровней сформированности полноты временных представлений и умений отражать их в рисунке у школьников с интеллектуальным недоразвитием
- Серия 1. «Представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)»
- Уровни сформированности полноты представлений о частях суток
- Серия 2. «Ориентировка во временных понятиях (вчера, сегодня, завтра)»
- Уровни сформированности ориентировки во временных представлениях.
- Уровни сформированности представлений о временах года.
- Выводы по экспериментальной части
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведению работы по коррекции временных представлений в процессе тематического рисования
- Дидактическая игра: «Какого цвета небо».
- Дидактическая игра на тему: «Какая зима?».
- Дидактическая игра на тему: «Кто что надет».
- Дидактическая игра на тему: «Помоги Незнайке».
- Дидактическая игра на тему: «Составление рассказа о весне по серии сюжетных картинок».
- Дидактическая игра на тему: «Нарисуй одежду».
- Заключение
- Список литературы
- Рисунки школьников 2-го класса