logo search
Диплом на тему

3.2 Анализ результатов обучения (контрольного эксперимента)

Для коррекционного обучения была отобрана экспериментальная группа детей из 10 человек с общим недоразвитием речи III уровня, которые показали худшие результаты при констатирующем эксперименте (Таблица прилож.5.3). Эти дети обучались по методике формирующего эксперимента в течение 6 месяцев. Вторая группа детей, так называемая контрольная группа состоит так же из десяти человек с общим недоразвитием речи III уровня. В этой группе оказались дети с наиболее высоким уровнем развития глагольного словаря (Таблица прилож.5.4). Но эти дети не обучались по методике формирующего эксперимента.

Проведя анализ уровня развития каждого параметра по которым обследовался глагольный словарь детей во время констатирующего эксперимента (Таблица прилож.5.5), можно сделать следующее заключение: дети экспериментальной группы не имеют высокого уровня развития по всем исследуемым параметрам в отличие от своих сверстников из сравнительной группы. Так же дети из экспериментальной группы имеют большее количество низких показателей уровня развития параметров по сравнению с детьми из сравнительной группы. Соответственно, учитывая эти показания, можно утверждать, что уровень развития глагольного словаря у детей экспериментальной группы намного ниже, чем у детей из сравнительной группы.

После проведения формирующего эксперимента, который длился в течение шести месяцев, был проведен контрольный эксперимент. В этом эксперименте принимали участие дети из экспериментальной (Таблица прилож.5.3) и сравнительной группы (Таблица прилож.5.4). Для обследования были использованы методики, что и в констатирующем эксперименте. Обследование детей проводилось с 7 февраля по 14 февраля 2009 года.

Цель контрольного эксперимента:

1.Определить уровень развития глагольного словаря у детей экспериментальной группы, которые участвовали в формирующем эксперименте.

2.Определить уровень развития глагольного словаря у детей сравнительной группы.

3.Проанализировать и выявить какие изменения произошли в развитии глагольного словаря после формирующего эксперимента у детей экспериментальной группы.

4.Сравнить уровень развития глагольного словаря у детей из экспериментальной и сравнительной групп.

При обследовании развития уровня глагольного словаря у детей экспериментальной группы были получены результаты по уровню развития каждого из исследуемого параметра глагольного словаря. (Таблица прилож.5.6).

Данные, которые были получены мной по уровню развития каждого из параметров у детей экспериментальной группы в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, сравнивались между собой (Таблица прилож.5.7).

Из полученных данных видно, что дети экспериментальной группы не имели высокого уровня развития по всем исследуемым параметрам. После формирующего эксперимента увеличилось количество детей с высоким уровнем развития по всем параметрам. После проведенного развития глагольного словаря детей с низким уровнем развития нет.

Изменений, которые были отмечены мной при обследовании глагольного словаря после развивающего обучения:

1. При исследование пассивного глагольного словаря.

Все дети без труда указывали на нужный предмет или выполняемое действие предметом. При исследовании этого параметра все дети имеют высокий уровень.

2. При исследование активного глагольного словаря.

Большинство детей имеют высокий уровень развития активного глагольного словаря и без ошибок называют нужное слово-действие.

3.Называние близких по значению слов-действий.

Большинство детей имеют не низкий, как раньше, а средний уровень развития. У детей меньше возникает затруднений при подборе слов.

4.Дополнение к глаголу.

Многие дети усвоили переносное значение глагола и имеют высокий уровень развития.

5. Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

Все дети находятся на высоком уровне развития по образованию данной формы глагола.

6.Изменение глаголов по лицам.

С низким уровнем развития детей нет. Иногда дети допускают ошибки при изменении глаголов по лицам, многие же дети стали замечать и исправлять их.

7.Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Дети без труда выполняют эти задания и большинство из них имеет высокий уровень развития.

8.Изменение глаголов по временам.

Пять детей имеют высокий уровень развития и пять средний, с низким уровнем нет никого. Можно сказать, что большинство детей усвоило данный материал.

9.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений.

Большинство детей понимают залоговые отношения и без труда образуют возвратную форму глаголов.

10.Образование глаголов единственного и множественного числа.

Большинство детей справляется с данным заданием и имеют высокий уровень развития по данному параметру.

11.Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовер­шенного вида.

Все дети усвоили образование глаголов совершенного и несовершенного вида.

12. Образование глаголов префиксальным способом.

Большинство детей образует правильно приставочные глаголы, но некоторые иногда допускают ошибки.

13.Образование глаголов с противоположным значением.

Большинство детей имеет средний уровень развития, низкий не имеет никто. Большинство детей справляются с данным видом задания, иногда допуская ошибки.

14.Образование глаголов от других частей речи.

Образование глаголов от других частей речи - это сложный вид задания, но хотелось бы отметить, что большинство детей перешли на средний уровень развития, а низкий не имеет никто.

По той же схеме и тем же параметрам обследовались дети из конрольной группы. При обследовании каждого из параметров глагольного словаря, был определен уровень развития каждого из них ( Таблица прилож.5.8)

У детей контрольной группы сравнивались данные по уровню развития каждого из параметров, которые были получены в ходе констатирующего и контрольного эксперимента (Таблица прилож.5.9).

В ходе контрольного эксперимента установлено, что дети имеют незначительные улучшения в развитии глагольного словаря. С низким уровнем развития нет никого. Если рассматривать увеличение, по высокому уровню развития, то количество детей стало незначительно больше. В основном дети находятся на среднем уровне развития.

В пассивном словаре детей имеется большой объем слов-действий, а при употреблении некоторых глаголов в речи, все таки возникают затруднения.

Дети этой группы с трудом подбирают глаголы близкие по значению. Не всегда понимают переносное значение глаголов, поэтому допускают ошибки в этих заданиях. Так же у детей возникают трудности при изменении глаголов по лицам, родам, временам. Допускают ошибки при образовании глаголов совершенного и несовершенного вида. Не всегда правильно образуют и используют в речи приставочные глаголы. Образование глаголов с противоположным значением и образование глаголов от других частей речи у детей вызывают трудности.

Чтобы определить какие изменения произошли в развитии глагольного словаря за шесть месяцев у детей экспериментальной и контрольной группы, мной был произведен сравнительный анализ уровня развития детей двух групп по каждому параметру (Таблица прилож.5.10).

Из приведенных мной аналитических данных видно, что большее количество детей из экспериментальной группы имеют высокий уровень развития после развивающего обучения, чем дети из контрольной группы, которые не проходили обучение. Средний уровень развития имеют больше детей из сравнительной группы по всем исследуемым параметрам, чем дети из экспериментальной группы.

Из проведенных мной экспериментов были получены данные по развитию каждого из исследуемых параметров и определен уровень их развития ( высокий, средний, низкий). После этого я произвела общий количественный подсчет по каждому уровню развития (Таблицы прилож.5.3, прилож.5.4, прилож.5.6,прилож.3.8). Итог этих подсчетов записан в таблице «Количественный показатель уровня развития детей экспериментальной и контрольной группы детей до и после формирующего эксперимента» (Таблица прилож. 5.11.).

Подсчет этих данных позволил мне определить на каком уровне развития находилась экспериментальная и контрольная группа до формирующего эксперимента и после него.

Таким образом, дети экспериментальной группы имели средний уровень развития глагольного словаря до формирующего эксперимента, после формирующего эксперимента они перешли на высокий уровень развития глагольного словаря.

Дети контрольной группы находились на среднем уровне развития до формирующего эксперимента, после него значительных улучшений в развитии глагольного словаря не произошло и они остались на среднем уровне развития.