30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
Земноводные (амфибии) - немногочисленная группа наиболее примитивных наземных позвоночных. Группа демонстрирует черты переходности от водного образа жизни к наземному. Большинство амфибий обитают то в воде, то на суше. В течение жизни они претерпевают метаморфоз, превращаясь из чисто водных личинок во взрослые формы, обитающие большей частью вне воды. В дыхательной системе происходит смена жаберного дыхания на легочное и изменяется кровеносная система. В опорно-двигательной системе формируются пятипалые конечности, видоизменяется система органов чувств. Общее число видов современных амфибий 4500. Они объединяются в три отряда: Хвостатые,БетогиеиБесхвостые. Кожные покровы. Кожа у всех земноводных голая, лишенная чешуи. Эпидермис богат многоклеточными железами, обеспечивающие наличие на поверхности кожи жидкостной пленки. Эта пленка предохраняет тело от иссушения. Выделения некоторых кожных желез обладают бактерицидными свойствами и защищают тело от проникновения через кожу микробов. Ядовитые кожные железы защищают амфибий от хищников. Часто ядовитые формы имеют яркую окраску. У некоторых бесхвостых амфибий верхний слой эпидермиса ороговевает (у жаб).
Скелет.В осевой скелет входят:шейный, туловищный, крестцовый и.хвостовой отделы. Шейный отдел представлен одним позвонком, его тело невелико и несет две сочленовные ямки, при помощи которых позвонок сочленяется с черепом. Число туловищных позвонков различно. Наименьшее число их у бесхвостых (обычно 7), наибольшее - у безногих (более 100). Единственный крестцовый позвонок несет длинные поперечные отростки, к которым причленяются подвздошные кости таза. Хвостовой отдел наиболее типично выражен у хвостатых, у безногих он очень мал, а у бесхвостых представлен косточкой –уростилем. Форма позвонков у разных представителей класса вариабельна. У низших амфибий она бывает амфицельнай; в этом случае между позвонками пожизненно сохраняется хорда. У бесхвостых позвонкипроцельные, т.е. вогнутые спереди и выгнутые сзади; у высших хвостатых -опистоцельные, т.е. выгнутые спереди и вогнутые сзади. Настоящие ребра у бесхвостых не развиваются, очень короткие естьу безногих амфибий; у хвостатых развиваются короткие «верхние» ребра.
Мозговой череп. Мозговая коробка пожизненно остается хрящевой. Это обусловливается слабым развитием хондральных и накладных окостенений. В первичном мозговом черепе развиваются следующие хондральпые кости. В затылочной области только двебоковые затылочные кости; места, соответствующие основной и верхней затылочным костям рыб, остаются хрящевыми. В области слуховой капсулы формируется одна небольшаяушная кость, большая часть капсулы остается хрящевой. В передней части глазницы у бесхвостых развивается однаклинообонятельная кость; у хвостатых эта кость парная. Обонятельная капсула хрящевая. Покровных костей немного. Крышу черепа составляют теменные и лобные кости, которые у бесхвостых срастаются влобно-теменные кости. Впереди от них находятсяносовые кости, у безногих они срастаются с предчелюстными костями. По бокам задней части черепа расположенычешуйчатые кости, сильно развитые у безногих. Дно черепа выстилает большойпарасфеноид, а впереди от него лежат парныесошниковые кости. В формировании дна черепа принимают участие кости висцерального скелета -нёбные икрыловидные. Первые прилегают к сошникам, вторые - к чешуйчатым костям. Они развиваются на нижней поверхности нёбно-квадратного хряща. Функции верхних челюстей выполняютпредчелюстные (илимежчелюстные) иверхнечелюстные кости. Нижняя челюсть представлена меккелевым хрящом, который прикрыт снаружизубной иугловой костями. Череп амфибийаутостилический, т.е. нёбно-квадратный хрящ прирастает к мозговому черепу. Подъязычная дуга не принимает участия в прикреплении челюстного аппарата к черепу. Верхний элемент этой дуги -подвесок (гиомандибуляре) - превращен в маленькую кость -стремя, которая проксимальным концом упирается в слуховую капсулу, а наружным (дистальным) - в барабанную перепонку. В связи с формированием полости среднего уха эта кость выполняет роль слуховой косточки. Гиомандибуляре (подвесок) выходит из системы четвертой (подъязычной) висцеральной дуги. Нижние элементы подъязычной дуги и жаберных дуг видоизменяются вподъязычную пластинку и ее рожки. Эта пластинка расположена между ветвями нижней челюсти. Передние ее рожки прикреплены к слуховым капсулам. Жаберные крышки отсутствуют. Череп амфибий отличается от черепа костных рыб: 1) слабым развитием хондральных и кожных окостенений; 2) аутостилией; 3) видоизменением подъязычной и жаберных дуг, превращенных частью в слуховой, частью в подъязычный аппарат: 4) редукцией жаберной крышки.
Пояса конечностей.Плечевой пояс имеет вид дуги, обращенной вершиной к брюшной поверхности животного. Верхняя (спинная) часть представленалопаткой с широкимнадлопаточным хрящом. Нижняя (брюшная) часть включаеткоракоид и лежащий впереди негопрокоракоид. У бесхвостых между предгрудиной и лопаткой расположена тонкая палочковиднаяключица. Элементы пояса сходятся в точке прикрепления плечевой кости и формируют сочленовную ямку. Впереди от места соединения левого и правого коракондов находитсяпредгру-дина, а сзади -грудина. Обе эти кости заканчиваются хрящами. Плечевой пояс лежит свободно в толще мускулатуры и не связан с черепом. Грудной клетки у амфибий нет.Тазовый пояс образован тремя парными элементами, сходящимися в области вертлужной впадины. Длинныеподвздошные кости передними концами прикреплены к поперечным отросткам единственного крестцового позвонка. Направленный вперед и внизлобковый элемент пояса у лягушек остается хрящевым. Сзади него расположенаседалищная кость.
Скелет свободных конечностейтипичен для земных позвоночных. Конечности наземных позвоночных представляют собой многочленные рычаги с мощными мышцами. Пятипалая конечность состоит из трех отделов:I-плечо в передней конечности,бедро - в задней; этот отдел всегда состоит из одной кости, которая проксимальным концом причленена к поясу;II- предплечье в передней конечности,голень в задней. В типичном случае отдел состоит из двух параллельно расположенных костей: предплечье - излоктевой илучевой, голень - избольшой берцовой ималой берцовой; III-кисть в передней конечности истопа в задней; отдел состоит из трех подотделов: 1) запястье - в передней конечности,предплюсна - в задней; этот подотдел представлен в типичном случае 9-10 мелкими косточками, расположенными в три ряда;2) пясть - в передней конечности,плюсна - в задней; подотдел состоит из 5 удлиненных костей, расположенных в один ряд от запястья или предплюсны; 3)фаланги четырех-пяти палацев представляют продолжение пясти или плюсны и включают три-пять рядов косточек в каждом. У лягушек наблюдаются некоторые отклонения: оба элемента предплечья и голени срастаются в одну кость.
- 1. Клетка как структурная единица живого вещества.
- 2. Фотоавтотрофное питание.
- 3. Гетеротрофное питание.
- 4. Бесполое и половое размножение.
- 5. Прокариоты и эукариоты.
- 6. Механизмы оплодотворения.
- 7. Дробление зиготы, его типы.
- 8. Гаструляция и нейруляция.
- 9. Внезародышевые оболочки.
- 10. Гистогенез и органогенез.
- 11. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга.
- 12. Эу- и гетерохроматин.
- 13. Геномные и хромосомные мутации у человека.
- 14. Генные мутации у человека, ферментопатии.
- 15. Ди- и полигибридное скрещивание.
- 16. F- и Hfr-штамы e. Coli.
- 17. Подвижные элементы генома: классификация, структура и механизмы перемещения.
- 18. Генетический код – контекстный и классический.
- 19. Контроль гомеологической рекомбинации.
- 20. Конверсия и синапсис гомологичных хромосом.
- 21. Модели и механизмы репликации.
- 22. Сигнализация с участием внутриклеточных рецепторов: механизмы действия стероидных гормонов.
- 23. Молекулярные основы возникновения и распространения потенциала действия.
- 24. Тип плоские черви.
- 25. Класс коловратки.
- 26. Класс малощетинковые черви.
- 27. Класс ракообразные. Строение тела и конечностей.
- 28. Тип моллюски.
- 29. Общая характеристика типа личиночнохордовые.
- 30. Общая характеристика, покровы и скелет амфибий.
- 31. Нервная система и органы чувств пресмыкающихся.
- 32. Характеристика отрядов насекомоядные и рукокрылые.
- 33. Место рыб и рыбообразных в системе животного мира. Современные взгляды на систематику рыб.
- 34. Абиотические факторы в экологии рыб.
- 35. Биотические факторы в экологии рыб.
- 36. Хрящевые и костные рыбы. Сходство и различия во внешнем и внутреннем строении.
- 37. Характеристика пресноводной ихтиофауны Дальнего Востока России.
- 38. Понятие о паразитизме и его основные критерии.
- 39. Явление симбиоза и их взаимоотношения с паразитом.
- 40. Учение Павловского об организме как среде обитания.
- 41. Типология жизненных циклов основных групп гельминтов – цестод, трематод, нематод и акантоцефалов.
- 42. Организация биологических мембран, структура и функции плазматической мембраны.
- 43. Уровни компактизации днк.
- 44. Общая характеристика и принципы классификации эпителиальной ткани.
- 45. Типы и характеристика нервных волокон.
- 46. Типы питания у бактерий.
- 47. Аэробные и анаэробные микроорганизмы.
- 48. Принципы классификации прокариотных микроорганизмов.
- 49. Стадии вирусной репродукции.
- 50. Бактериофаги.
- 51. Основные этапы антропогенеза.
- 52. Опорно-двигательный аппарат человека.
- 53. Основные внутренние органы человека.
- 54. Кардиореспираторная система человека.
- 55. Периодизация онтогенеза человека.
- 56. Система крови.
- 58. Обмен веществ и энергии.
- 59. Пищеварительный тракт и функциональное значение его частей в процессе пищеварения.
- 60. Железы внутренней секреции и их гормоны.
- 61. Общая физиология мышц.
- 62. Общая физиология центральной нервной системы.
- 63. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
- 64. Врожденные и приобретенные формы поведения.
- 65. Функциональная межполушарная симметрия мозга.
- 66. Роль низших растений в биосфере.
- 67. Прокариоты, общая характеристика и основные группы доядерных организмов.
- 68. Жизненные циклы и размножение водорослей.
- 69. Морфология и анатомия лишайников.
- 70. Общая характеристика грибов, экологические функции и распространение.
- 71. Высшие растения, общая характеристика и морфология.
- 72. Сфагновые мхи (Sphagnidae), характеристика, особенности строения, распространения и экологическая роль.
- 73. Строение и жизненный цикл папоротников на примере щитовника мужского (Dryopteris filix-mas).
- 74. Голосеменные (Pinophyta), происхождение и особенности репродукции.
- 75. Методы изучения эволюции.
- 76. Макро- и микроэволюция.
- 77. Вид и видообразование.
- 78. Аро- и аллогенез.
- 79. Формы филогенеза.
- 80. Гормональная система растений.
- 81. Темновые и световые реакции фотосинтеза.
- 82. Передвижение воды в растении.
- 83. Ассимиляция азота растениями.
- 84. Общие принципы адаптивных реакций растений на экологический стресс.
- 85. Биотические факторы среды и их роль в распространении организмов.
- 86. Особенности пассивного и активного расселения организмов.
- 87. Теории, объясняющие особенности современного распространения организмов.
- 88. Принципы биогеографического районирования.
- 89. История экологии.
- 90. Воздействие на организм факторов среды. Классификация факторов среды.
- 91. Понятие популяции. Свойства популяции.
- 92. Пространственная структура популяции. Ее основные виды. Радиус репродуктивной активности.
- 93. Динамика популяций во времени. Удельная рождаемость и смертность, скорость изменения численности популяции.
- 94. Понятие сообщества. Видовое богатство. Индексы разнообразия.
- 95. Пространственная структура сообществ. Градиентный анализ.
- 96. Изменение сообществ во времени (сукцессия). Основные типы сукцессий.
- 97. Концепция экосистемы. Ее компоненты. Принципы функционирования.
- 98. Биомы. Их определение. Основные виды.
- 99. Генетика онтогенеза.
- 100. Наследование количественных признаков.
- 101. Дифференциация биологического образования в современной школе.
- 102. Экологическое образование школьников при обучении биологии.
- 103. Модульное обучение на уроках биологии.
- 104. Организация и особенности экскурсий по биологии.
- 105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии.
- 106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии.
- 107. Организация работы учащихся при обучении биологии.
- 108. Контроль знаний, умений при обучении биологии.
- 109. Уроки биологии как основная форма обучения.
- 110. Организационные формы обучения биологии.
- 111. Система методов преподавания биологии.
- 112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.
- 113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.
- 114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.
- 115. Формирование понятий при обучении биологии.
- 116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
- 117. Содержание и особенности школьной биологии 9-11 класса.
- 118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса.
- 119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
- 120. Средства обучения на уроках биологии.
- 121. Годовой цикл жизни млекопитающих.
- 122. Происхождение современной флоры и фауны.
- 123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон e. Coli.
- 124. Экспрессия генов у эукариот.