logo search
Диплом на тему

Занятие №3

Тема. «Глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода».

Цель

1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде (мужском и женском).

3.Развитие диалогической речи.

4.Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому обозначению слов в предложении.

Оборудование:

Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки: Самолет летит, Утка летит, Девочка идет, Дождь идет, Девочка стоит около стола, Стакан стоит на столе, Кошка лежит на диване, Мяч лежит под диваном.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать слово-действие (топать, хлопать, прыгать) и сесть на стул.

1.Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сей­час.

Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Со­поставление вопросов.

2.Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единствен­ного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол. Что делала Таня?

Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал Что делал Ваня? И т.д.

Динамическая пауза: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет глагол в настоящем времени, а ребенок должен его назвать в прошедшем и бросить мяч обратно логопеду.

Например: Если говорит мальчик: Умывается – Умывался; если говорит девочка: спит- спала.

3.Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

4.Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы ( обычные прямоугольники).

Опорные картинки;

Таня (схема) конфеты. Таня купила конфеты.

Ваня ( схема) конфеты. Ваня ел конфеты.

Итог