logo search
Копия Программа ГЭК_спец

2.3. Вопросы к государственному экзамену (цикл опд) по педагогике, психологии

(2011-2012 уч. год)

  1. Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Система психолого-педагогических наук. Связь педагогики и психологии с другими науками. Методология и методы исследования в педагогике и психологии. Методологическая культура педагога. Взаимосвязь педагогической и психологической науки и практики.

  2. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса: глобализация, интеграция, компьютеризация. Закон РФ «Об образовании» (1992 г., изменения 1996 г., 2007 г.). Структура и особенности современной системы образования в РФ. Актуальные задачи российской школы, педагогической и психологической наук. Психолого-педагогические основы непрерывного образования. Сельская школа как главный фактор жизнеспособности, сохранения и развития деревни.

  3. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Культурологический характер психологических и педагогических теорий (Л.С. Выготский, М.Н. Скаткин), их воплощение в практике.

  4. Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах. Специфика, виды, функции психологической и педагогической диагностик. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии (З. Фрейд, Б. Скиннер, К. Роджерс, Б.Г.Ананьев). Развитие личности как педагогическая проблема.

  5. Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские и психологические основания. Закономерности и принципы воспитания. Актуальные проблемы практики воспитания. Особенности воспитательной работы в сельской школе.

  6. Ценности и цели воспитания, динамика их развития. Психолого-педагогическое обоснование целей воспитания в современных условиях. Социальное и личностное начало в выборе педагогом целей воспитания. Цель и задачи воспитательной работы в сельской школе.

  7. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания. Психологические особенности подростков. Пути гармонизации педагогом понятийного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов содержания воспитания.

  8. Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности: урочная и внеурочная работа, дидактические и этические конфликты и т.д. Формы воспитательной работы в сельской школе.

  9. Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития нравственного сознания в процессе воспитания.

  10. Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения опыта поведения и деятельности учащихся в процессе воспитания. Технология организации различных видов внеурочной деятельности учеников и управления отношениями.

  11. Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства, стили. Технология управления педагогическим общением. Особенности организации общения в малокомплектной сельской школе. Психология конфликта (понятие, виды, структура). Технология разрешения конфликтов.

  12. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников, психолого-педагогические основы применения поощрения и наказания как методов воспитания в разных возрастных группах.

  13. Группа как социально-психологический феномен. Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике образования. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса.

  14. Психологические и педагогические проблемы становления мировоззрения личности. Особенности психического развития в ранней юности. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.

  15. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания (В.А.Сухомлинский, Л. Кольберг). Создание педагогом ситуаций нравственного выбора в деятельности и общении воспитанников. Гражданское и экологическое воспитание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  16. Психолого-педагогические основы трудового воспитания, задачи, содержание и методы. К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко о роли труда в развитии личности. Труд как вид деятельности человека. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения (Д.Сьюпер, Э.Гинзберг, Е.А.Климов, Дж.Холланд). Профессиональная ориентация и экономическое воспитание школьников. Особенности трудового воспитания современных сельских школьников.

  17. Психолого-педагогические основы физического воспитания. Учет индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

  18. Психолого-педагогические особенности эмоциональной и волевой сферы личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений и навыков воплощения прекрасного в жизнь. Близость к природе как один из факторов эстетического воспитания сельских школьников.

  19. Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Особенности становления воспитательной системы сельской школы. Характеристика отечественных и зарубежных воспитательных систем (по выбору).

  20. Социализация как контекст социального воспитания. Школа и семья как институты социализации. Семья и ее воспитательные возможности. Проблемы современной семьи. Модели и стили семейного воспитания. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе. Пути и средства согласования педагогом позиции семьи и школы в воспитании и развитии личности ребенка.

  21. Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы, способы, средства гуманизации обучения и воспитания. Учет возрастных психологических особенностей школьников при организации целостного педагогического процесса. Развитие субъектности школьника в целостном педагогическом процессе.

  22. Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в историческом и современном аспектах (Ж. Пиаже, Э. Торндайк, В. Штерн, Л.С. Выготский). Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

  23. Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности, их характеристика (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова). Технология проектной деятельности учителя в процессе обучения.

  24. Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Характеристика четырех типов учения. Диагностика учебной деятельности учащихся. Использование результатов диагностики в практике проектирования образовательного процесса.

  25. Общее понятие о содержании образования современных подходах к его отбору. Стандартизация содержания образования. Образовательный стандарт как общественный договор. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2-го поколения) и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (3-го поколения). Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования.

  26. Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Психолого-педагогические основания реализации принципов обучения в практической работе учителя современной школы.

  27. Характеристика основных положений теории проблемного и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В.Занков, А.М.Матюшкин). Методы и приемы интеллектуального и социального развития учащихся в ходе проблемного обучения.

  28. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Возможности использования информационных технологий на уроке. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе.

  29. Проверка, оценка и учет результатов обучения в современной школе. Современные методы и средства оценивания результатов обучения. Психолого-педагогические аспекты тестирования и ЕГЭ. История создания тестов (А. Бине, Т. Симон).

  30. Индивидуально-психологические особенности личности (характер, темперамент, способности). Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические основы профильного обучения в старшей школе. Особенности организации профильного обучения в сельской школе.

  31. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Характеристика различных классификаций методов обучения. Интерактивные методы обучения. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников (А.К. Маркова). Психолого-педагогические основания выбора учителем методов обучения и их применение на уроке.

  32. Понятие моделей и форм организации обучения, их многообразие и динами­ка. Современные модели организации обучения. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования. Особенности организации педагогического общения на уроке. Психолого-педагогический анализ урока. Рефлексивная позиция учителя в ходе самоанализа урока.

  33. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках.

  34. Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Технология проведения урока в классах малой наполняемости.

  35. Внеурочная деятельность в условиях современной школы. Функции и содержание педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования. Понятие об общих и специальных способностях. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образования.

  36. Управление учебно-воспитательной работой школы. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Вопросы управления школой в Законе РФ «Об образовании», в «Типовом положении об образовательном учреждении». Совет школы, его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизации внутришкольного управления. Планирование работы школы, отчетность и внутришкольный контроль. Психология управления. Стили управления, их характеристика.

  37. Методическая работа в школе. Методический совет школы, его роль, содержание работы. Организация взаимодействия учителя и школьного психолога. Повышение квалификации и аттестация учителей. Авторские программы, процедура их научно-педагогической экспертизы.

  38. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя, его должностные обязанности. Квалификационные категории и разряды профессионального статуса учителя. Цель, задачи, процедура аттестации учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики. Психология учителя.

  39. Классный руководитель в современной школе. Функции и основные направления его деятельности. Психология малых групп. Руководство и лидерство в малых группах. Планирование и организация работы классного руководителя на основе диагностики педагогической реальности. Особенности работы классного руководителя в малочисленном классе сельской школы.

  40. Инновационные процессы в образовании. Национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Мотивация инновационной деятельности и готовность к ней педагога. Общая характеристика инновационных процессов в сельской школе. Типы инновационных учебных заведений и особенности организации в них учебно-воспитательного процесса. Негосударственные учебные заведения.

Технология проведения итоговой государственной аттестации

Каждый экзаменационный билет состоит из двух частей: 1.теоретического вопроса и 2. практического задания. Практическое задание также состоит из двух частей: 1. проект урока на заданную тему в конкретном классе, который разрабатывается на основе психолого-педагогической характеристики, составленной каждым студентом по итогам педагогической практики; 2. психолого-педагогическое и методическое обоснование спроектированного урока, которое составляется по специальной схеме.