logo search
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА(2)

Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций

При ситуативном подходе анализ учебно-воспитательной ситуации предполагает прежде всего изучение ситуаций, характерных для данного вида деятельности, т.е. тех, которые возникают наиболее часто, или же тех, которые встречаются очень редко, но только в данном виде деятельности. Анализ учебно-воспитательных ситуаций позволяет находить различные варианты этих решений в будущей педагогической деятельности, исключить случайные выводы из единичных проявлений опыта обучения и воспитания обучающихся.      Однако трудность анализа учебно-воспитательной ситуации заключается в том, что деятельность педагога регламентирована временем, которое отводится ему на разрешение данной ситуации. В силу необходимости постоянно решать задачи, связанные с какими-либо учебно-воспитательными ситуациями, в определенные интервалы времени педагог может испытывать состояние повышенной напряженности, что существенным образом затрудняет анализ учебно-воспитательной ситуации. В силу высокой интегральности и сложности учебно-воспитательных ситуаций почти неизбежна возможность разнообразных ошибок, если отсутствуют необходимые научно-практические средства для их разрешения.

Все эти факторы оказывают существенное влияние на поведение учащегося, характер его взаимоотношений с окружающими и отношение к обучению в целом.      Рассмотрению одного из этих факторов - отношения родителей к процессу обучения и воспитания учащегося и формированию личности в условиях семьи - будет посвящен следующий раздел лекции.

Проблемы для обсуждения:1. Проведите анализ особенностей классификации форм учебно-воспитательных ситуаций. 2. Дайте развернутые текстуальные характеристики некоторых форм учебно-воспитательных ситуаций, не рассмотренных в лекции. 3. Определите значение анализа ситуаций для деятельности педагога. 4. Проведите анализ соотношения понятий "учебно-воспитательная ситуация" и "педагогическая ситуация".