logo search
Кравченя - Технические средства обучения

Систематизация электронных изданий

Для целей образовательного процесса зачастую используют такую классификацию электронных изданий.

Репетиторы и тренажеры. Рассчитаны на подготовленного учащегося, знакомого с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы. Это комплексы, содержащие:

Учебники. Рассчитаны на учащегося, желающего осуществить знакомство с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы или повысить свой первоначальный уровень. Это комплексы, содержащие учебный материал, выстроенный в методически целенаправленной последовательности.

Обучающие программы. Интерактивные учебники, не только содержащие учебный материал, но и:

Справочники и энциклопедии. Во всех случаях эти издания имеют более или менее развитый аппарат гиперссылок, позволяющий быстро наводить контекстные справки или переходить к нужному разделу комплекса.

Использование термина электронный учебно-методический комплекс используется также постольку, поскольку зачастую такие компакт-диски представляют собой не один файл, не одну программу, а их множество. Действительно, под компьютерной программой обычно имеют в виду некое средство, позволяющее совершать какие-то действия (например, текстовый редактор или компьютерная игра). Но учебные издания могут состоять, например, только из гипертекстовых документов, которые обрабатывает программа-браузер, установленный на компьютере, и изобразительного материала. Такие издания программой уже не назовешь.

К особым видам электронных изданий относятся учебные комплексы, включающие в себя:

Библиотеки наглядных пособий полезны преподавателю при подготовке к уроку: он может заимствовать те или иные пособия для создания собственных методических материалов.

Тренажеры (лаборатории) позволяют ему более наглядно представить какое-то явление «в живую» с изменением параметров этого явления.

Особое место в практике учителя занимают электронные документы, предназначенные не для просмотра на экране компьютера, а для последующей печати и использования в качестве раздаточных материалов (памяток, методичек, тестовых и контрольных материалов и т.д.).