Своеволие.
Разновидностью упрямства является своеволие, но отличается от него тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших, в отсутствии послушания.
Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Движущей силой своеволия может быть неправильно реализованное стремление младшего школьника к взрослости. Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат неправильной реализации ребенком (подростком) стремления к взрослости, ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание. Нередко причинами своеволия выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание, эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему.
При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок – дезорганизатором учебной деятельности в школе. Основной путь профилактики этого поведенческого отклонения – создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных в семейном воспитании ранее.
Довольно распространенной ошибкой многих молодых родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует за сверстниками и легко поддается негативному влиянию различных не всегда благовидных компаний. Первое детское «Я – сам!» должно служить своеобразным сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к только что зарождающейся личности. Одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, а также несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения, оскорбления, наказания и т. п.).
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание