Вопрос 40. Психология характера: структура и особенности его формирования в детском возрасте
Характер человека представляет собой совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения, поступки человека, рассчитанные на оказание определенного влияния на других людей.
Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.
Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.
В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.
Характер человека состоит из нескольких групп черт личности. Среди этих черт можно выделить первичные и вторичные черты, деловые и коммуникативные черты, мотивационные и инструментальные черты. Отдельно рассматривают также нормальные и аномальные черты характера, а также занимающие промежуточное положение между ними - акцентуированные черты характера человека.
- Вопрос 1. Педагогика. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Методы научно-педагогического исследования.
- Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии личности. Ее социализация. Факторы социализации.
- Вопрос 5. Познавательная культура личности. Умственное развитие учащихся
- Вопрос 6. Духовно-нравственная культура личности. Ее формирование. Овладение общечеловеческими ценностями
- Вопрос 7. Трудовое воспитание учащихся. Его задачи. Виды труда. Культура труда.
- Вопрос 8. Эстетическая культура личности. Ее содержание, методы и формы ее развития
- Вопрос 9. Физ.Культура личности. Проблемы ее формирования в современной школе и семье
- Вопрос 10. Оценочно-вспомогательные методы воспитания.
- Вопрос 11. Коллектив как объект и субъект воспитания
- Вопрос 12. Система работы классного руководителя (воспитателя): его функции, направления деятельности. Специфика его работы в образовательных учреждениях различных видов.
- Вопрос 13. Современная семья и ее функции. Актуальные проблемы воспитания детей в семье
- Вопрос 14. Диагностика воспитанности школьников. Характеристика методов изучения уровня воспитанности
- Вопрос 15. Коллективная творческая деятельность. Ее специфика. Технология коллективного творческого дела
- Вопрос 16. Учитель современной школы. Педагогические способности и их реализация в процессе обучения информатике
- Вопрос 17. Содержание образования. Государственные образовательные стандарты. Закон рф «Об образовании»
- Вопрос 18. Педагогическая система а.С.Макаренко. Творческое применение его идей в современной школе.
- Вопрос 19. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы
- Вопрос 20. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку.
- Вопрос 21. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды в.А.Сухомлинского
- Вопрос 22. Многообразие образовательных учреждений, их специфика.
- Вопрос 23. Школьный класс как малая социальная группа: хар-ка, стр-ра, уровни развития. Межличностные отношения и методы их изучения
- Вопрос 24. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Анализ опыта учителей информатики – новаторов
- Вопрос 25. Диагностика результатов обучения школьников. Традиционная и нетрадиционная оценка работы школьников в процессе обучения
- Вопрос 26. Проблема целей и содержания воспитания. Культурологический подход к воспитанию и обучению
- Вопрос 27. Проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в преподавании информатики
- Вопрос 28. Познавательный интерес. Его формирование и развитие. Активизация познавательного интереса при обучении информатике
- Вопрос 29. Методы обучения. Их многообразие и классификация. Специфичность методов обучения информатике
- Вопрос 30. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы и методы инд-ции и дифф-ции
- Вопрос 31. Воспитательная система. Многообразие воспитательных систем
- Вопрос 32. Системы развивающего обучения
- Вопрос 33. Технологии обучения. Их вариативность и применение в процессе обучения информатике
- Вопрос 34. Психологические особенности младших школьников. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 35. Психологические особенности подростков. Специфика учебно-воспитательной работы с ними
- Вопрос 36. Психологические особенности юношеского возраста. Специфика учебно-воспитательной работы со старшеклассниками
- Вопрос 37. Педагогическое общение и его структура. Стили педагогического общения. Проблемы пед.Общения. Культура общения.
- Вопрос 38. Сознание, характеристики сознания. Методы словесно-деятельностной направленности в воспитании
- Вопрос 39. Деятельность. Структура деятельности. Методы деятельностно-практической направленности в воспитании
- Вопрос 40. Психология характера: структура и особенности его формирования в детском возрасте
- Вопрос 41. Внимание. Его виды и свойства. Условия его развития у учащихся в процессе преподавания информатики
- Вопрос 42. Память школьника, характеристика мнемических процессов. Психолого-педагогические условия развития памяти
- Вопрос 44. Деятельность образовательного учреждения по профориентации учащихся. Психологическиеп основы выбора профессии
- Вопрос 45. Информатика как учебный предмет в системе дисциплин средней школы: цели изучения курса, его общеобразовательное и общекультурное значение
- Вопрос 46. Методика преподавания информатики. Ее предмет, цели, задачи
- Вопрос 47. Методические системы обучения информатике: стр-ра, история становления и развития. Общаяхар-ка структурных компонентов
- Вопрос 48. Сравнит.Анализ традиционных методик систем обучения инф-ке и соответствующих учебников (Ершов-Кушниренко, Житомирский-Гейн, Каймин)
- Вопрос 49. Содержание школьного курса информатики: история, современное состояние, перспективы
- Вопрос 50. Хар-ка новых учебников информатики с позиции эволюции целей и содержания школьного курса
- Вопрос 51. Методы научного познания в обучении инф-ке
- Вопрос 52. Реализация принципов дидактики на уроках инф-ки
- Вопрос 53. Применение компьютера в обучении информатике: основные методы
- Вопрос 54. Средства обучения информатике: школьный кабинет информатики, программная поддержка школьного курса информатики, психолого-эргономические требования к пед.Ппс
- Вопрос 55. Организация обучения информатике: урок как основная форма проведения занятий. Особенности проведения уроков информатики
- Вопрос 56. Организация контроля в обучении информатике
- Вопрос 57. Организация самостоятельной работы в обучении информатике. Метод проектов на уроках информатики
- Вопрос 58. Понятия. Методика их изучения в средней школе
- Вопрос 59. Алгоритмизация в курсе информатики: место, роль, подходы к изучению
- Вопрос 60. Методика изучения понятий алгоритма и его свойств. Запись алгоритмов, язык программирования как средство формирований записи алгоритмов
- Вопрос 61. Методика изучения структур данных (простые величины, массивы, строки)
- Вопрос 62. Методика изучения базовых алгоритмических конструкций
- Вопрос 63. Методика изучения вспомогательнвх алгоритмов
- Вопрос 64. Методический анализ раздела «Устройство и общие принципы работы компьютера»
- Вопрос 65. Информационные технологии общего назначения в обучении информатике: роль, место, подходы к изучению
- Вопрос 66. Методический анализ раздела «Информационные технологии общего назначения. Прикладное программиное обеспечение»