logo search
Прайс лист на оказание банных услуг МУП РЭП Сло

Вопрос 37. Педагогическое общение и его структура. Стили педагогического общения. Проблемы пед.Общения. Культура общения.

Педагогическое общение – система (приёмы и навыки)

органичного социально-психологического взаимодействия

педагога и воспитуемых, содержанием которого

является обмен информацией, оказание воспитательного

воздействия, организация взаимоотношений с помощью

коммуникативных средств.

Педагогическое общение – это система многофункциональная:

  1. информационно-коммуникативная (охватывает все те процессы, которые могут быть описаны как передача – приём информации;

  2. регуляционно-коммуникативная (регуляция поведения, в том числе и деят-ти);

  3. аффектно-коммуникативная ( относится к эмоциональной сфере человека);

Стороны профессионального педагогического общения:

коммуникативнаяпредполагает обмен информации возможно лишь посредством знаков, знаковых систем: различают вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная: речевое воздействие на учащихся включает – опираться на опыт слушающего, - использование вопросно-ответной формы, - учитывать разговорные характеристики: преобладание простых предложений над сложными – 60% к 40%, чёткая структура предложений.

Невербальная: неречевое воздействие – дистанция, - контакт глаз, - мимика лица, - поза, - жестикуляция: выраженная, целесообразная, указывающая, подчёркивающая, адаптационная, - фонационные характеристики речи: ритм, темп, напряжённость, паузы, интонация, - уверенность в себе: скромность, опрятность и т.д.

Важным является стиль общения: авторитарный, демократический, либеральный, а такжепедагогические установки:

- Нейтральные (равнодушие);

- Негативные (с предубеждением, подозрительное отношение);

- Ситуативные (в зависимости от ситуации);

- Функциональные (в зависимости от деятельности учащихся).

Интерактивная - заключается в организации взаимодействия между индивидами, происходит обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Характеризует поведение учителя в зависимости от стиля:

- авторитарный: разделяет функции между учителями и учащимися, соотносит прямые и обратные связи, учитывает сложившиеся отношения в коллективе, ставит конкретные задачи перед группой, использует дисциплинирующие и организационные воздействия.

- демократический: взаимодействие наравне, сочетание прямых и обратных связей, умеет признавать неточности, организующие воздействия преобладают, использует и косвенные воздействия.

- либеральный: разделений функций никаких, выполняет предъявляемые требования учащихся, обратные связи явно преобладают, признаёт ошибок, но придаёт этому значение, организующие воздействия отсутствуют, преобладают дисциплинирующие, но ситуативно, оценивание от настроения, ничего не обосновывает.