40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
Законодательство РФ в области образования включает в себя:
Конституцию РФ
Федеральный закон «Об образовании»
другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»
нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)
законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.
В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья.
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»
Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.
Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).
Федеральные законы в области образования:
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Основные Постановления Правительства РФ в области образования
Документы об образовании
[Закон "Об образовании"]
1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
2. Образовательное учреждение, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Образовательные учреждения, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы гос. образца об уровне образования печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы своей печатью, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации.
3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" выдаются соответствующие документы о послевузовском профессиональном образовании. Гражданам, защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук или диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ гос. образца об ученой степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук).
4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственных или муниципальных образовательном учреждении либо научной организации по программам последующего уровня образования.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном, послевузовском профессиональном образовании квалификации и в документах об ученых степенях ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью.
5. Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Права и обязанности участников образовательного процесса в Школе определяются законодательством Российской Федерации, Уставом Школы и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
Обучающиесяимеютправо:
– получить бесплатное общее образование (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
– на условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся;
– выбора образовательного учреждения и формы получения образования;
– получить дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;
– выбирать профили, форму, сроки обучения; индивидуальные программы; виды внеклассных занятий;
– воспользоваться экстернатом по всем или отдельным предметам на любом году обучения;
– на обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
– проявлять собственную активность в соответствии с государственными образовательными стандартами в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школьного обучения;
– пользоваться школьными и учебными пособиями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения, культурно-спортивной, оздоровительной базой, библиотечным фондом бесплатно;
– доступ к информации во всех областях знаний;
– лично или через своих законных представителей участвовать в работе органов общественного самоуправления при обсуждении и решении вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, организации общественно-полезного труда, досуга и отдыха;
– участвовать в выборах и быть избранным в орган общественного самоуправления;
– излагать классному руководителю, директору Школы, другим учителям проблемы, вопросы, взгляды, убеждения, получать от них помощь, объяснения, ответы;
– на уважение своего человеческого достоинства со стороны учителей и товарищей, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
– выражать открыто своё мнение, касающееся работы Школы, не допуская унижения чьего-либо достоинства;
– на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
– на добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
– на участие в самообслуживании, общественно – полезном труде с целью соблюдения санитарно – эпидемиологических норм и правил содержания школы;
– на добровольное вступление в любые общественные организации; политические партии и движения; не допускается принудительное привлечение к деятельности этих организаций и к участию в агитационных компаниях и политических акциях;
– на защиту от применения методов физического и психического насилия;
– представлять Школу в конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях и иных мероприятиях;
– продолжать своё образование по окончании школы в вузе на основании договора между школой и вузом (если такой имеется);
– на перевод в другое учебное учреждение соответствующего типа в случае прекращения деятельности Школы с согласия родителей (законных представителей);
– на получение стипендий за отличные успехи в учёбе (если таковые имеются).
Обучающиесяобязаны:
– соблюдать Устав Школы, режим её работы, правила жизни Школы, выполнять решения руководства и органов общественного самоуправления; все локальные акты Школы;
– действовать всегда на благо школьного коллектива, хранить честь и традиции Школы, заботиться об эстетическом виде школьного здания, территории вокруг Школы, поддерживать чистоту и порядок в классных кабинетах и здании Школы;
– добросовестно учиться, ответственно относиться к получению образования на уровне требований государственного стандарта, систематически и глубоко овладеть знаниями, практическими навыками;
– полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над расширением своих знаний, систематически и продуманно готовиться к занятиям в Школе, активно участвовать в выбранных внеклассных и дополнительных занятиях;
– являться в класс не позднее, чем за 5 минут до начала урока;
– достойно, культурно и с уважением к окружающим вести себя в Школе и за её пределами, заботитьсяо красоте своей родной речи, не допускать проявления грубости и вульгарности в среде окружающих, подстрекательства к дурным поступкам и удерживать себя от недостойных действий;
– уважительно честь и достоинство членов педагогического и ученического коллектива, всех работникам Школы, родителей, старшим по возрасту, других обучающихся.
– оберегать младших по возрасту от хулиганских выходок, насилия и грубости;
– бережно относиться к школьному имуществу, государственной, общественной, кооперативной (групповой), частной собственности, к личному имуществу граждан;
– возмещать ущерб и подвергаться при этом взысканию в случае порчи школьного имущества;
– заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей, о гигиене тела, опрятности и аккуратности в одежде и причёске.
Обучающимсязапрещается:
– приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
– использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
– применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
– производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
Педагогические работники имеют право на:
– участие в управлении Школой:
работать в педагогическом совете;
избирать и быть избранным в Совет Школы;
обсуждать и принимать «Правила внутреннего трудового распорядка»;
обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
входить в состав школьных методических объединений, творческих и проблемных групп;
участвовать в работе школьных конференций;
– защиту своей профессиональной чести и достоинства;
– самостоятельный выбор и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, не противоречащих общешкольной концепции развития;
– разработку собственных учебных программ, программ для индивидуальной работы с учащимся (в пределах государственных стандартов);
– повышение своей квалификации;
– аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;
– социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также дополнительные льготы, установленные Учредителем, предоставляемые в регионе педагогическим работникам школ;
– проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или Устава Школы только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой ему передана. Ход расследования и принятые по его результатам решения, могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или, если это необходимо, для защиты интересов обучающихся;
– материальные и моральные поощрения за успехи в педагогической деятельности и воспитании подрастающего поколения, награждения орденом или медалью, присвоение почётных званий;
– длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяется учредителем;
– сокращенную (не более 36 часов) рабочую неделю;
– удлинённый оплачиваемый отпуск;
– выход на досрочную пенсию по старости независимо от возраста, при наличии 25-летнего стажа педагогической работы;
– ежегодное бесплатное медицинское обслуживание
Педагогические работники обязаны:
– выполнять Устав Школы, «Правила внутреннего трудового распорядка» и режим работы учреждения;
– иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документом об образовании;
– поддерживать дисциплину в Школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, не допускать применение методов физического и психического насилия к ним;
– удовлетворять требованиям соответствующих педагогических характеристик;
– соблюдать правила педагогической этики;
– повышать свою квалификацию, тщательно готовиться к учебным занятиям, применять современные методы преподавания, активизировать учебный процесс, сделать его личностно-ориентированным;
– систематически повышать свой культурный и профессиональный уровень;
– контролировать обучение, посещение учащимися занятий, своевременно информировать об этом родителей;
– оказывать родителям квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей;
– своевременно и добросовестно оформлять журналы, документацию, сдавать отчёты, анализы своей педагогической и воспитательной деятельности;
– принимать участие в рассмотрении конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;
– беречь Школьное имущество, возмещать ущерб, причиненный Школе;
– уважать свободу и достоинства другого человека;
– содействовать деятельности Педсовета, Совета Школы, методических и других школьных объединений;
– периодически проходить бесплатные медицинские обследования.
- Оглавление
- 1. Педагогика – наука о воспитании и образовании. Категориальный аппарат педагогики
- 2 Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- 3. Образование как общественное явление
- 4. Образование как педагогический процесс. Компоненты педагогического процесса, их содержание и характеристика.
- 5.Личность и ее целостность, структура личности. Развитие и формирование личности. Факторы и движущие силы развития личности.
- 6. Роль педагогического процесса в развитии и саморазвитии личности
- 7 Методологические основы педагогической науки.
- 8. Содержание образования. Структура содержания обрзования.
- 9. Принципы и критерии отбора содержания образования
- 10. Государственный образовательный стандарт
- 11. Научное исследование в пеагогике: концептуальные подходы и принципы. Методы и логика педагогического исследования.
- 12. Дидактика как педагогическая теория обучения. Основные категории дидактики.
- 13. Процесс обучения как целостная система. Логика процесса обучения и его структура.
- 14.Научные основы обучения
- 15.Закономерности и принципы обучения
- 16. Функции обучения
- 17. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. Деятельностная теория обучения
- 18. Современные теории обучения, построенные на базе новых возможностей дидактических Средств.
- 19. Проблема мотивации учения, пути формирования у учащихся познавательной активности.
- 20. Проблема Активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Понятие «метод обучения», «прием обучения», классификация и характеристика отдельных форм обучения
- 22. Понятие «форма обучения». Классификация и характеристика отдельных форм обучения.
- 23. Урок как основная форма организации обучения
- 24. Характеристика видов обучения в современной школе.
- 25. Средства обучения.
- 26. Контоль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности. Мониторинг качества образования.
- 27 Инновации в образовании.
- 28. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Принципы управления школой. Демократизация управления школой.
- 29. Органы управления образованием
- 30. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
- 31. Управленческая культура руководителя школы.
- 32. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений
- 37. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
- 40. Основные законодательные акты. Документы об образовании. Права и обязанности учащихся и педагогических работников
- 41. Образование за рубежом. Что особенного?
- 42. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования
- 43.Комплексный проект модернизации образования Концепция «новой школы»
- 44. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
- 45. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.
- 46. Модернизация образования в России.
- 47. Федеральная программа развития образования