Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
Материалы конференция «Актуальные проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений в трудах ученых XX века» предполагают некоторую систематизацию того, что осуществлено в логопедической теории и практике в относительно короткий исторический отрезок времени. Здесь учитывались истоки развития логопедии, получившей мощный импульс еще в XIX веке в процессе бурного развития естественных наук и развития концепции о локализации высших психических функций, оказавших огромное влияние на понимание нормы и патологии речи. В рассматриваемых материалах представлены научные направления, свидетельствующие о связи речевых расстройств с состоянием всех сфер жизнедеятельности человека; с неврологическими, нервно-психическими, психологическими особенностями лиц, страдающих речевой патологией, с особенностями личности в целом. Исследования ученых показывают, что эффективность изучения речевой патологии возможна лишь с позиции понимания речи как целостного, многоуровнего и сложноструктурного процесса.
Логопедия рассматривается как педагогическая наука, опирающаяся на общедидактические и специфические принципы поиска и разработки методов дифференциальной диагностики, коррекции и профилактики речевых нарушений. Особую значимость приобретает системный и комплексный подход в коррекции речевых нарушений.
Изучение актуальных вопросов речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками и особенно с психологией, нейропсихологией, психолингвистикой. Особое значение придается трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева.
Развитие современной логопедии было подготовлено трудами выдающихся отечественных ученых XIX и начала XX века (И.А. Сикорского, М.В. Богданова-Березовского, М.И. Аствацатурова, Г.Д. Неткачева, СМ. Доброгаева, В.А. Гиляровского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт. Ф.А. Pay, Н.А. Власовой, О.В. Правдиной, Ю.А. Флоренской, С.С Ляпидевского, В.В. Оппель, Э.С. Бейн, М.Ф. Брунс, Г.А. Каше и многих др.), а также зарубежных авторов (Р. Беккер, К.-П. Беккера, М. Совака, М. Зеемана, А. Митринович-Моджиевска, X. Мержеевска и др.). В настоящее время вычленяются новые актуальные проблемы логопедии и пути их решения, отчетливее выступают тенденции развития логопедии как науки, прослеживаются ярко очерченные тенденции, имеющие глубинные связи, с одной стороны, с истоками логопедии XIX и первой половины XX века, с другой стороны, с современным уровнем развития смежных с логопедией научных областей.
Такими перспективными направлениями и тенденциями, определяющими фундаментальные подходы в изучении речевых расстройств в будущем, являются, на наш взгляд, следующие:
Углубленная и дифференцированная разработка медико-психолого-педагогического подхода при диагностике и коррекции речевых нарушний на основе изучения физиологических, психофизиологических, психологических механизмов речевой патологии и их клинических проявлений в структуре тяжелых нарушений речи (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, М.К. Бурлако-ва, Е.Н. Винарская, Л.И. Вансовская, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Е.В. Лаврова, Н.Н. Малофеев, Л.Я. Миссуловин, Е.В. Оганесян, О.С. Орлова, В.И. Селиверстов, К.А. Семенова, В.М. Шкловский, М.Г. Храковская и др.).
Многоаспектное изучение психологических особенностей детей и взрослых с речевой патологией с позиций системного подхода, обеспечивающее воздействие на всю личность ребенка или взрослого с нарушением речи (И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Е.М. Мастюкова, Л.Я. Миссуловин, В.И. Селиверстов, Г.М. Сумченко. Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.).
Психолингвистический подход при анализе речевых расстройств и их коррекции, который в настоящее время наиболее успешно разработан в исследованиях таких авторов, как В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Р.И. Лапаева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова и др.
Разработка нейропсихологического подхода к изучению и коррекции речевых расстройств, как у взрослых, так и у детей с локальными поражениями мозга (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.).
Совершенствование педагогического аспекта логопедического воздействия, создание новых технологий, в том числе и компьютерных, при коррекции нарушений устной речи (Т.В. Влосовец, О.Е. Грибова, И.И.Ермакова, А.Г. Иппо-литова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова. В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), нарушений письменной речи (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко и др.).
Исследование сложной структуры речевого дефекта в сочетании с сенсорными (Л.С. Волкова, Л.Г. Парамонова), моторными (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), интеллектуальными нарушениями (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Г. Шевченко и др.).
Разработка проблем профилактики и наиболее раннего логопедического воздействия (Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова, Т.В. Волосовец, Е.М.Масюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева и др.).
Указанные направления не отражают всего широкого спектра проблем, требующих решений и разрабатываемых в современной логопедии.
Авторы настоящего сборника считали необходимым назвать имена и представить творческие портреты ведущих ученых в области логопедии, составляющих плеяду классиков науки, а также современных исследователей, внесших значительных вклад в решение многих научных вопросов. Однако собрать материалы о всех достойных быть здесь представленными не удалось.
Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века.
Материалы Международной научной конференции /
Науч. ред. Л.С. Мотылева. СПб., 2000. С.3-4.
- Содержание
- Предисловие
- Раздел I
- Религиозные мифы и сказания
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 2 Древняя Греция и рим
- Демокрит
- Геродот
- Гиппократ
- Аристотель
- Плутарх
- Демосфен
- Авл Корнелий Цельс
- Клавдий Гален
- Марк Фабий Квинтилиан
- Заключение
- Авиценна
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 4 западная европа. V-XVI вв.
- Франсуа Рабле
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 5 русь. IX-kvi вв.
- Обозначение дефектов речи
- Пословицы и поговорки в речи
- Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения
- Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств
- Социальное положение «убогих» на Руси
- Заключение
- Задания для самостоятельной работы
- Глава 6 древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (по и.Д. Сикорскому)
- Раздел 2 накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- Глава 7 западная европа. XVII - середина XIX вв.
- Ян Амос Коменский
- Жан Жак Руссо
- Иоганн Генрих Песталоцци
- Задания для самостоятельной работы
- Россия. XVIII - середина XIX вв.
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Александр Николаевич Радищев
- Владимир Федорович Одоевский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Задания для самостоятельней работы
- Глава 9 вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников зарубежной и отечественной педагогики
- Значение языка для человека и общества
- Развитие языка
- Речь детей как объект изучения и воспитания
- Роль речи в развитии ребенка
- Последовательность формирования детской речи
- Предпосылки (условия) образования устной речи
- Составные компоненты устной речи
- Звуки речи
- Выразительные средства звучащей речи
- Темп речи
- Письменная речь
- Правильность речи детей и возможные ее недостатки
- Задании дли самостоятельной работы
- Литература
- Раздел 3 медико-педагогические основы
- Развития современной отечественной логопедии как отрасли специальной педагогики
- (Хрестоматийные тексты работ разных авторов)
- Профиль подготовки специалиста логопеда
- Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов дефектодогов
- Нарушения развития речевой деятельности у детей
- 0 Совместной работе врача и логопеда при лечении речевым расстройств
- Организация массовой логопедической помощи населению в ссср
- Опыт организации логопедической помощи населении в Кировской области
- Амбулаторный прием
- Диспансеризация
- Наблюдение за речью детей в дошкольных и школьных учреждениях
- Логопедическая профилактика и пропаганда
- Организация летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков
- Логопедическая работа
- Воспитательная работа
- Лечебная работа
- Режим дня логопедического лагеря-санаторая
- I Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины о теории и практике логопедии)
- Предмет логопедии
- Комплекс медико педагогической работы с детьми-логопатами
- Общие мероприятия
- Расписание занятий воспитателя
- Формирование научной школы кафедры логопедии мгпи им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии)
- Кафедра логопедии лгпи им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего
- Организация логотерапевтической помощи
- Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии Лингвистические понятия и терминология
- Медицинские понятия и терминологии
- Психологические понятия и терминология
- Педагогические понятия и терминология
- Актуальные проблемы логопедии о трудах ученых XX вена
- Задания для самостоятельной работы студентов по разделу
- Литература: учебники, учебные пособия, монографии