logo search
Attachments_cvedor@mail

Образование это …

- возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;

- процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;

- система взаимодействий;

- комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;

- непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;

- усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.

- освоенная система ценностей, накопленных человечеством;

- это интеллект, кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:

- высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;

- гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:

- результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;

- совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;

- способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;

- процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;

- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);

- процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;

- необходимое условие подготовки к жизни. труду;

- неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее и обучающее;

- достояние личности, обретенная ею во взаимодействии с культурой система представлений о мире;

- процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;

- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;

- создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;

- результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);

- процесс, включающий в себя организацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательных учреждениях;

- создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных. эстетических ... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Учебные дебаты являются одной из популярных интерактивных форм организации семинаров вузе. В основе дебатов – свободные высказывания, обмен мнениями по предложенному студентам тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.п. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом плане дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей.

Например, при обсуждении педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Ненужные эксперименты в российском образовании», «Студенты стремятся получить диплом, а не образование», «Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении» и т.п.

Процедура проведения учебных дебатов

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

  1. справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);

  2. слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

  3. в конце аудитории, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Уважаемый Председатель…»

Участники дискуссии обращаются друг к другу «Уважаемый коллега …»

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее роли распределяются следующим образом.

1) вторые номера обеих сторон приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвёртые номера подытоживают все, что было высказано обеими сторонам во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противника тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

СЕМИНАР

Задачи:- формировать понятия «индивидуализация обучения» и «дифференциация

обучения»;

- обозначить возможные формы дифференциации и принципы объединения их в

систему;

- раскрыть технологию уровневой дифференциации;

- раскрыть сущность профильного обучения и профильной школы

Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения

дифференциация обучения

внешняя дифференциация

внутренняя дифференциация

уровневая дифференциация

профильное обучение

профильная школа

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.

  2. Система форм дифференциации обучения в школе.

  3. Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика.

  4. Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования.

Практическое задание

  1. Составить перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2000-2009 гг. Изучить содержание 2-3 статей и сделать краткие выписки.

  2. Подготовьтесь к проведению учебных дебатов по теме «Профильное обучение – это эффективный способ повышения качества современного школьного образования».

  3. Проанализируйте содержание школьных учебников по профилю будущей специальности с точки зрения его направленности на обеспечение всех уровней усвоения учебного материала, выделенных И.Я.Лернером.

  4. Разработайте варианты уровневых заданий с учетом специфики преподаваемого предмета (базовых и повышенных уровней подготовки, планируемых учителем).

Литература

  1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

  2. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе

// Дидактика средней школы. М., 1982. Гл.8.

3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе //Сов.

Педагогика. – 1990. - № 8.

4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. - №6.

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (выдается на кафедре под документ)

  2. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - №6.

  3. Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. - 2001, № 16. - С.7-12.

  4. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - № 6.

  5. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - № 2.

  6. Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. - 2002. - № 6.