logo search
Быстриченко ВКР (2)

2.1. Методика экспериментального исследования.

Для успешного решения задач нашего исследования необходимо изучить особенности временных представлений и отражения их в рисунке школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса и предложить вариант методических рекомендаций по развитию данных представлений у детей на уроках тематического рисования, что и явилось целью нашего констатирующего эксперимента.

Исходя из цели экспериментального исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Подбор диагностического инструментария для изучения временных представлений у школьников с интеллектуальных недоразвитий.

  2. Анализ и сравнение полученных данных.

  3. Разработка направлений коррекционной программы по развитию временных представлений у школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках тематического рисования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 613 Московского района, г. Санкт-Петербург.

В экспериментальную группу вошли 10 школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса:

  1. Олеся Г. – 8 лет.

  2. Слава С. – 8 лет.

  3. Леша Н. – 8 лет.

  4. Маша К. – 8 лет.

  5. Миша С. – 10 лет

  1. Коля П. – 8 лет.

  2. Соня П. – 9 лет.

  3. Андрей Я. – 9 лет.

  4. Саша М. – 10 лет.

  5. Аня Б. – 10 лет.

Обследование детей проходило в индивидуальном и групповом порядке, полученные результата и характерные для каждого ребенка особенности временных представлений и отражения их в рисунке, фиксировались в протоколах обследования. Работа начиналась с беседы и постепенным переходом на выполнение необходимых и заданий.

В экспериментальной работе предполагалось:

  1. Выявить наличие представлений о частях суток;

  2. Выявить наличие знаний о таких временных понятиях как «вчера», «сегодня», «завтра».

  3. Выявить наличие знаний об основных признаках каждого времени года;

  4. Исследовать наличие знаний о месяцах;

  5. Исследовать наличие знаний об одежде для каждого времени года;

  6. Изучить наличие интереса к рисованию;

  7. Исследовать наличие понимания и передачи темы в рисунке;

  8. Исследовать способность рисования по словесной инструкции;

  9. Исследовать наличие общих знаний о сезонных изменениях природы и способность отражать их в рисунке.

Помимо этого, в процессе прохождения эксперимента за учениками проводилось наблюдение по следующим показателям: