logo search
История логопедии

Психологические понятия и терминология

Любое речевое нарушение по-разному, но обяза­тельно, находит свое отражение в психической дея­тельности человека. Осознание своего речевого де­фекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межлич­ностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных рече­вых нарушениях психологические особенности лого­пата входят в понятие сложной структуры его речево­го дефекта.

К тому же, речь человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологи­ческое, рассматриваемое как явление (акт, процесс или

Таблица логопедической классификации расстройств речи

Лингвист.

Хар – ка

Клинич.

Хар - ка

Стороны (компоненты) устной речи

Письменная речь

Клинич.

Хар-ка

Фонетическая

Лексико-грамматическая

Мелодико-интонационная

Темпо-ритмическая

Чтение

Письмо

I. Физиологические (возрастные) причины

Физиологиче­ские дислалии

Задержка развития речи

Детский голос. Изменение голоса при мутации

Физиологические итерации. Торопливый темп

Особенности письменной речи в период обучения

П. Патологические

причины

А) Переферические

расстройства

-органические

-функциональные

Органические

дислалии

Ринолалии.

Функциональ­ные дислалии

Задержка развития речи при наруше­ниях слуха

Голос ларингоэкто-мированых.

Дисфонии Ринофонии

Задержки формирова­ния чтения при нару­шениях зрения. Дислексии

Задержки

формирования

письма при

нарушениях

зрения.

Дисграфии

Б) Расстройства ЦНС

-органические

-функционал

ьные

Дизартрии

Алалии. Афазии. Задержка развития речи при наруше­ниях интеллекта и психики

Фонастении. Афо­нии

Брадилалия. Тахилалия. Пол-терн. Баттаризм. Заикание

Алексии

Аграфии

вид) психической деятельности человека. В этом от­ношении различают основные функции речи: сообще­ния и побуждения к действию. Как психологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышле­ния, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).

Поэтому вполне закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппа­рата необходимы психологические познания (и, соот­ветственно, владение психологической терминологи­ей) из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психоло­гии речи, психолингвистики, специальной психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагоги­ческой и социальной психологии.

Знание основ общей психологии полагает образо­вание понятий о психике человека и общих закономер­ностях психической деятельности:

Знания основ возрастной психологии формируют понятия:

■ о негативном влиянии недостатков речи на фор­мирование психических явлений и индивидуаль­но-типологических свойств личности и наоборот: онегативном влиянии недостатков психического развития на формирование речи. Названные выше психологические понятия уточ­няются, углубляются и трансформируются под опре­деленным углом зрения при изучении основ нейропси­хологии, нейролингвистики, психолингвистики и пси­хологии речи, рассматривающих внутренние стороны речевой деятельности:

о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, возникающих при общении между речевыми парт­нерами в случаях нарушенной речи одного из них.

Сведения из медицинской психологии дают пред­ставления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.

Патопсихология — создает психологические пред­ставления и понятия о закономерностях распада психи­ческой деятельности и свойств личности, об искажени­ях отражательной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памя­ти, мышления, умственной работоспособности и др.

Педагогическая психология — формирует общие представления и конкретные понятия о психологичес­кой основе педагогики и частных методик обучения и воспитания:

На основе знания основ социальной психологии образуются понятия о закономерностях и особеннос­тях поведения и деятельности человека в разных соци­альных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совмест­ной деятельности и т. д.

Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология — специфическая отрасль психологии, исследующая закономерности и особенности психической дея­тельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недостат­ками интеллекта (олигофренопсихология), речи (лого-психология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифло-психология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебраль­ным параличом), с задержками психического развития. Наличие того или иного дефекта (аномалии, нару­шения) в психофизическом развитии индивида порож­дает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий, нуж­ных для правильного формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельнос­ти, социального поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обучения и воспитания ано­мальных детей.

Принципиально важным и необходимым для обра­зования представлений и понятий по специальной психологии оказывается опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отрас­лей психологии, логическая последовательность кото­рых (их примерная схема) показаны нами выше.

Содержательная сторона специальной психологии определяется ее основными задачами (в данном слу­чае и ее практическими формами выражения): психо­диагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Задачи психодиагностики определяют необходи­мость понятий:

■ о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психи­ческих факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причинах возникновения (биологического или социального, врожденного или приобретенного, эндогенного или экзогенного ха­рактера);

Реализация задач психокоррекционной работы предполагает понимание процессов формирования личности у разных категорий аномальных детей путем использования специальных методов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Существенно зна­чимыми здесь оказываются психологические понятия:

об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямо­го воздействия (разъяснение, убеждение, внуше­ние, обучение) и косвенного, опосредованного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учеб­ные занятия), об использовании разных видов ис кусства (литературы, живописи, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механичес­ких и др.);

■ об участии в психокоррекционной работе с ано­мальным ребенком разных специалистов (прак­тического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи. Психопрофилактика, рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психическо­го здоровья, предполагает в данном случае наличие понятий: о существующей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем индивида, о неблаго­приятных факторах (и мерах по их предупрежде­нию) для нормального физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде раз­вития, неблагоприятное влияние окружающей сре­ды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;

Между тем, именно психологическая часть лого­педической работы (как ее психологическая основа) составляет обязательное условие целостного и одно­временного интегрально-личностного коррекционно­го воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обуче­ния, в процессе формирования его социальных пози­ций для полнокровного и достойного участия в обще­ственной жизни.