logo search
УМП Организация практики в начальной школе

7.11 Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива

Психолого-педагогическая характеристика должна всесторонне и глубоко отразить особенности классного коллектива. Необходимо рассмотреть возможные причины, приведшие к формированию тех или иных особенностей коллектива, уметь прогнозировать, как может и должна быть учтена специфика данного коллектива в педагогическом процессе.

Все собираемые материалы, полученные в ходе изучения, результаты наблюдений, бесед необходимо фиксировать в специальном дневнике (отдельной тетради), на основе которого составляется характеристика класса. Обязательным является использование следующих методов: наблюдения, беседы (с учителем, детьми), социометрии и любых 5 исследовательских методик по усмотрению студента, помогающих объективному изучению коллектива школьников. Результаты проведенного исследования должны быть включены в характеристику. Особое внимание обратить на повторяемость фактов, закономерности их проявления.

Требования к характеристике

1. Полнота характеристики.Характеристика должна достаточно полно раскрывать все стороны классного коллектива. Описание необходимо иллюстрировать конкретными примерами из наблюдений.

2. Глубина характеристики. Характеристика должна отличаться психолого-педагогическим анализом возможных причин, способствующих формированию тех или иных особенностей коллектива, анализом тех или иных событий в классном коллективе.

3. Грамотность использования методик. В характеристике должны быть указаны использованные методики (социометрия, наблюдение, беседа), изложены полученные результаты, их интерпретация, сравнение полученных результатов (в случае расхождения объяснить причину).

4. Педагогические выводы. Характеристика должна содержать достаточно большое количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного классного коллектива. В заключение характеристики студент должен определить задачи дальнейшей работы с классным коллективом.