Основные периоды развития семьи и функции ее членов
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех ее членов. Внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает не только благоприятный психологический климат в семейной группе, но позволяет наладить продуктивные взаимоотношения между родителями и детьми по мере старения первых и взросления вторых.
Стадия формирования семьи.
Партнерские функции:
осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;
налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;
распределение времени между домом и работой;
выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;
беседы между супругами о браке и будущем семьи.
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
Родительские функции:
привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
подготовка к материнству и отцовству, освоение роли отца и матери;
адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
забота о потребностях ребенка;
распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком с учетом возможностей каждого из родителей.
Функции ребенка:
ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;
появление привязанностей;
овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
приспособление к ожиданиям других людей;
развитие координации движений рук и глаз;
нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
овладение словами, короткими фразами, речью.
Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
развитие интересов и потребностей ребенка;
преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
дальнейшее развитие открытых взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка:
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
привыкание к самостоятельности;
выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, личная гигиена);
осознанное принятие запретов со стороны родителей;
проявление интереса к товарищам по играм;
стремление быть похожим на родителей (как папа или мама).
Семья школьника.
Функции семьи и родителей:
воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
поддержка увлечений ребенка;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность, доверие и искренность);
забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
сотрудничество с родителями сверстников (одноклассников) своих детей;
Функции ребенка:
получение навыков, необходимых для школьного образования;
стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
знакомство с правилами поведения и моралью группы;
расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четче излагать свои мысли;
осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
подготовка к новому периоду жизни семьи;
определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка:
положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
ощущение принадлежности к своему поколению;
достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
выбор профессии, стремление к материальной независимости;
подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
постепенное формирование собственного мировоззрения.
Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.
Функции родителей:
отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
Семья среднего возраста.
Партнерские функции:
обновление супружеских отношений;
приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
творческое использование большого количества свободного времени;
укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
вхождение в роль бабушки (дедушки).
Функции взрослого ребенка:
заботливое, но независимое отношение к родителям;
поддержка их в роли пожилых людей.
Постаревшая семья.
Функции пожилых родителей:
осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;
изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
приспособление к жизни на пенсии;
воспитание готовности принять помощь других людей по мере уменьшения собственных сил;
подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;
подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.
Функции детей пожилых родителей:
проявление заботы о престарелых родителях наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни;
помощь им, если это необходимо, материально и духовно;
психологическая подготовка к окончательному уходу родителей;
морально-психологическая подготовка своих детей к уходу бабушки (дедушки).
- В.М. Целуйко вы и ваши дети. Психология семьи
- Предисловие
- Глава 1. От личности родителей - к личности ребенка
- Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей.
- Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия
- Семьи, ориентированные на успех ребенка.
- Семьи известных людей.
- Возможные формы проявления скрытого семейного неблагополучия.
- Соперничество.
- Мнимое сотрудничество.
- Изоляция.
- Глава 4. «Пограничные» семьи
- Семьи с недееспособными членами.
- Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми.
- Семьи с нарушением структуры семейных ролей.
- Глава 7. Детско-родительские отношения в неполной семье
- Глава 6. Родители и дети в сводной семье
- Глава 7. Приемные дети и приемные родители
- Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
- Положительные роли ребенка в семье.
- Отрицательные роли ребенка в семье.
- Глава 9. Особенности семейного воспитания
- Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
- 1) Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);
- 2) Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
- 3) Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.
- Глава 11. Отклоняющееся поведение ребенка как следствие
- Виды отклоняющегося поведения детей
- Формы проявления детского негативизма.
- Капризы.
- Упрямство.
- Своеволие.
- Недисциплинированность.
- Девиантно-делинквентные формы поведения.
- Аддиктивное поведение.
- Уход в религиозные секты.
- Аутоагрессивное поведение.
- Глава 12. Подростковая преступность
- Виноваты взрослые, а не подростки.
- 2. Противоречия социальной ситуации.
- Причины подростковой преступности.
- Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции
- Заключение
- Слушаем своего ребенка
- Правильна ли Ваша позиция по отношению к детям?
- 8. При споре с детьми Вы:
- 10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, и Вы:
- 11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, что будто Вы не старше своих детей, почему так делаете?
- Тест-метафора «Музыкальные инструменты»
- Для тех, кто хочет быть хорошими родителями
- Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга
- Основные периоды развития семьи и функции ее членов
- Литература
- Содержание