logo search
История логопедии

Заключение

Древний Восток — колыбель человеческой культу­ры. Именно здесь впервые совершен переход к рабо­владельческому строю. Государства Древнего Восто­ка — деспотические. Власть деспота обосновывалась, Утверждалась и укреплялась религией.

Изучение письменных памятников Древнего Вос­тока (надписи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает нам представление о культуре, быте, миро­воззрениях народов той эпохи.

К числу первых письменных источников, в кото­рых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: папирус Эдвина Смита (Египет), медицин­ские трактаты «Аюрведы» (Индия), «Нянь-цзин» (Ки­тай), религиозные мифы и сказания (Библия, Талмуд, Коран).

В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстрой­ствах в виде описания случаев потери человеком слу­ха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о расщелинах губы и твер­дого нёба, описание пластической операции при рас­щелине губы и деформации носа («Аюрведы»); упоми­нания о «заячьей губе» и особенностях высокого голо­са китайцев («Нянь-цзин»).

В одном из самых древних медицинских трактатов (папирусе Эдвина Смита) впервые упоминается о го­ловном мозге и локализации мозговых функций, управ­ляющих речью и движениями человеческого тела.

В религиозных мифах и сказаниях (Библия, Тал­муд, Коран) обнаруживаются: упоминания о разных ре­чевых расстройствах (заикание, косноязычие, внезап­ная потеря речи, немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потря­сения; описание причин, вызывающих заикание и кос­ноязычие (Моисей), и описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос, Заратустра, Мухаммад).

Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Эти упомина­ния носят юридически-правовой характер с целью определения вменяемости человека,

Таким образом, мы можем полагать, что человек обращал внимание на неправильную речь с древней­ших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи мешали общению человека с окружа­ющими и обращали на себя их внимание. Это отрази­ли лось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, порождали желание преж­де всего понять их происхождение. Отсюда первое и единственно возможное в условиях жизни древнего человека — объяснить это влиянием сверхъестествен­ных сил.

Появление специальных знаний, их накопление и систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с позиции своего ре­лигиозно-мистического воображения, с позиции своей веры в сверхъестественные чудеса.