logo search
лекции по пед

2. Этапы развития педагогической психологии.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ–самостоятельная, междисциплинарная отрасль знания, основанная на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.

Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Становление и развитие педагогической науки можно представить 3 этапами.

1 этап–с середины XVII до конца XIX вв. –общепедагогический (необходимо психологизировать педагогику). Связан с именами Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Иоганном Песталоцци, Адольфом Дистервегом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым.

Рассматривались проблемы:

1.связь развития, обучения и воспитания;

2.творческая активность ученика;

3.способности ребенка и их развитие;

4.роль личности учителя;

5.организация обучения и др.

2 этап–конецXIX–серединаXXвв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).

2 этап развития пед.психологии ознаменовался:

1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;

2. широким использованием тестовой психодиагностики;

3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;

4. возникновением педологии;

5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.

3 этап–серединаXIXв. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).

1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;

50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;

60-е годы XXв. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;

В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.

Лекция 3

Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)

План.

  1. Связь ПП с другими науками. Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания.

  2. История становления педагогической психологии.

1. СВЯЗЬ ПП С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.

Связь ПП с другими науками:

Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях

Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).

Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.

ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.

Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая

Лекция 4 КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)

План:

1.Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.

2.Основные тенденции в современном образовании.

3.Субъект-объектные и субъект-субъектные модели обучения

1. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.

Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.

Ассоциативная психология(серединаXVIIIи до концаXIXвв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.

Эмпирические данные экспериментовГ.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.

Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:

– приспособительные реакции,

Теория проб и ошибок Э.Торндайка ( конец 19- начало 20 вв).

сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.

Бихевиоризм Дж.Уотсона(1912-1920) инеобихевиоризм Э.Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).

Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.

Гальтон Ф.(конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.

Интеллектуальные тесты Бине и Симона(индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.

Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.

Гештальпсихология(Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.

Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)

Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятиясоциализация, центрация, специфичность адаптации и др.

Когнитивная психология(60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).

Гуманистическая психология (60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.

- пирамида потребностей,

- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.

На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.

Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.

Концепция деятельности М.Я.Басоваитеория деятельностиА.Н.Леонтьеваи др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.

Сформировавшиеся в отечественной психологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с.

  3. Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.