Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
I. Общие сведения о школе и классе. Наименование, местоположение, материальная база школы, в состав которой входит класс. Санитарно-гигиеническое состояние школы. Особенности школьного коллектива (количество учащихся, успеваемость, дисциплина), его влияние на формирование классного коллектива. История формирования классного коллектива (время существования, изменения состава, смена учителей). Количество обучающихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав. Социальное положение родителей.
Методы: наблюдение, беседа с классным руководителем.
Выводы и рекомендации
Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказаться в будущем) на развитие классного коллектива. Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать.
II. Руководство и организация классного коллектива.
1. Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров (инициативность, самостоятельность, ответственность, настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к общественному мнению, знание членов своего коллектива).
2. Личность классного руководителя.
Стаж работы учителя, его личностные особенности, общая культура, организаторские способности, знание психологии обучающихся, стиль педагогического общения. Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
Методы: наблюдение, беседа с учителями, отдельными учениками.
Выводы и рекомендации
Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интересы, склонности, способности. Что следовало бы изменить. Удачно ли подобраны лидеры. На чем основывается их авторитет. Как сказывается позиция лидера на развитие его личности. Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства. Положительные и отрицательные стороны в работе учителя, пожелания ему.
III. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности.
Общая характеристика успеваемости (успеваемость по отдельным предметам, число отличников, неуспевающих, причины неуспеваемости); отношение учащихся к учению и оценке знаний, степень развития познавательных интересов, преобладающие мотивы учения (социальные, учебные, узколичностные), наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников со стороны классного руководителя, актива класса и всего классного коллектива; взаимопомощь и ее организация, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывания). Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий.
Участие класса в общественной полезной деятельности. Ее виды, целенаправленность. Отношение учащихся к общественной полезной деятельности, проявление дисциплины, инициативы и самостоятельности школьников. Внеучебные и школьные занятия класса, ведущие интересы (коллекционирование, музыка, искусство, литература, спорт, танцы и др.). Участие классного коллектива в жизни школы, микрорайона, города.
Методы: наблюдение, беседа.
Выводы и рекомендации
Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллектива, определить пути их преодоления.
IV. Психологический климат в коллективе.
1 . Неофициальная структура класса.
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на жизнь класса. Особенности лидерства в коллективе (неофициальные лидеры, их направленность и влияние на класс, причины влияния, отношение к ним членов коллектива, личностные особенности неофициальных лидеров). Наличие изолированных, причины неблагоприятного положения этих учащихся. Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень сплоченности, проявление чуткости, сочувствия, заботы, сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в коллективе. Идеалы и традиции коллектива. Отрицательные влияния (вражда, соперничество, ложные слухи, зависть и др.).
2. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражание (мода, манера поведения), проявления внушаемости и конформизма, психологическая совместимость, референтность коллектива. Роль учителя в формировании психологического климата.
Методы: социометрия, наблюдение, беседа.
Выводы и рекомендации
Степень сходства официальных и неофициальных структур коллектива. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров. Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров или изменить их направленность. Пути ликвидации нежелательных группировок. Причины изоляции в группе. Возможные пути устранения отрицательных факторов. Способы повышения сплоченности данного коллектива, формирование отношений дружбы, взаимопомощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учеников, пути его устранения. Формирование общественного мнения, преодоление отрицательных массовидных явлений. Возможные пути использования массовидных явлений в педагогически целесообразных формах.
V. Уровень (стадия) развития коллектива.
Определить стадию развития классного коллектива. Специфические черты коллектива, тенденции его развития.
Методы: наблюдение, беседа.
Выводы и рекомендации
Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития.
VI. Общие выводы и рекомендации по формированию и совершенствованию коллективных отношений.
Описать проведенную во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке его официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений. Какое влияние удалось осуществить на отдельных учеников. Дать рекомендации классному руководителю по совершенствованию коллективных отношений, повышению эффективности его жизнедеятельности.
Проанализировать свою работу, удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.
Примечание. К характеристике классного коллектива необходимо приложить все методики (включая наблюдение, беседы, социометрию) и полученные с их помощью результаты, на основании которых писалась характеристика.
Приложение 12
- Организация практики в начальной школе
- Оглавление
- Введение
- 1. Роль практики в условиях многоуровневого образования
- 2. Основные требования к организации практики в университете
- 2.1. Место учебной и производственных практик в структуре общеобразовательной программы университета
- 2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик
- 2.3. Формы и место проведения практики
- 2.4. Основные требования к организации практики по направлению подготовки
- Организация работы студента-практиканта
- 2.4. Функции руководителя практики, групповых руководителей и методистов.
- 3. Учебная практика на 2 курсе
- 3.1. Содержание учебной практики
- Виды учебной работы на практике
- II. Основной этап
- Раздел 1. Методическая и профориентационная работа
- Раздел 2. Научно-исследовательская работа студентов
- III. Заключительный этап
- 3.2. Отчетная документация
- 4. Производственная (педагогическая) практика на 3 и 4 курсах
- 4.1. Содержание производственной практики на 3 курсе
- Раздел 2. Профориентационная работа
- III. Заключительный этап
- 4.2. Отчетная документация
- 4.3. Содержание производственной практики на 4 курсе
- 4.4. Отчетная документация
- 5. Методика переаттестации практики (для студентов заочной и заочной (сокращенной) форм обучения)
- 6. Требования к критериям оценки студентов-практикантов
- 7. Приложения. В помощь студенту-практиканту
- 7.1. Требования к ведению педагогического дневника
- Примерная схема информационной справки о школе
- Примерная схема информационной справки о классе
- 7.2. Требования к заполнению индивидуального плана
- 7.3. Структура конспекта зачетного воспитательного мероприятия
- 7.4. Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия
- 7.5. Методические рекомендации к анализу воспитательного мероприятия
- 1. Общие сведения:
- 2. Анализ подготовки мероприятия
- 3. Анализ содержания и методики проведения мероприятия
- 4. Общая оценка мероприятия.
- 7.6. Критерии оценки письменных работ и устных ответов младших школьников
- Оценка письменных работ и устных ответов по математике
- Оценка письменных работ по русскому языку
- 7.7. Подготовка студента-практиканта к уроку и структура конспекта зачетного урока Подготовка к уроку складывается из двух органических между собой этапов:
- Алгоритм подготовки студента к конкретному уроку.
- Тема урока по … «…»:
- 7.8. Методические рекомендации к анализу уроков Методические рекомендации к анализу урока русского языка.
- Методические рекомендации к анализу урока математики
- Методические рекомендации к анализу урока окружающего мира
- Методический анализ урока трудового обучения (технологии)
- 7.9. Критерии оценки за зачетный урок студента-практиканта
- 7.10. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности ребенка
- Требования к характеристике личности ребенка
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
- 7.11 Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
- 7.12. Примерная схема отчета студента по итогам педагогической практики
- 7.13. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.14. Список литературы