logo search
Специальная психология

Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6

  1. Особая отягощенность условий раннего развития ребенка.

  2. Условия депривации (сенсорной, эмоциональной, культурной).

  3. Ущербность сензитивных периодов становления и развития основных психических функций.

  4. Упущенность возможностей ранней компенсации дефекта вследствие резкого сужения возможного диапазона средств компенсации

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

  1. Каких детей и взрослых принято относить к категории слепоглухих?

  2. Дайте краткую характеристику основным группам слепоглухих.

  3. Какие причины могут привести к слепоглухоте?

  4. Что вы можете рассказать об истории обучения слепоглухих детей?

  5. Дайте характеристику ощущениям и восприятиям слепоглухих людей.

  6. Попытайтесь сравнить «поля восприятия» слепоглухого и нормаль­но видящего и слышащего человека.

  7. В чем вы видите основную цель психологической помощи семьям, воспитывающим слепоглухого ребенка раннего возраста?

  8. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?

  9. Что вы можете сказать о детях со множественными нарушениями?

  10. Определите понятие «детский церебральный паралич».

  11. Укажите основные причины детского церебрального паралича.

  12. В каких формах может проявляться детский церебральный паралич?

  13. В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?

  14. Дайте характеристику задержки психического развития у детей с церебральным параличом в возрастном аспекте и с учетом форм заболе­вания.

  15. Охарактеризуйте нарушения мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в динамическом аспекте.

  16. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом?

  17. Дайте характеристику олигофрении у детей с ДЦП.

  18. Дайте характеристику речевых нарушений у детей с церебральным параличом.

  19. В чем прояляются особенности дизартрии у детей с церебральным параличом?

  20. В чем состоит специфика корковых речевых расстройств у детей с ДЦП?

  21. Каковы особенности личности у детей с церебральным параличом?

  22. Что такое нейроонтогенетический подход к диагностике и коррек­ции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным пара­личом?

Понятия «интеграция» (в психологии и педагогике) и «интегрированное обучение». Интеграция как элемент системы «человек». Проблема интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. Интегрированное обучение как закономерный этап развития системы специального образования.

Зарубежный опыт интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения. Концепция и тенденции развития современной российской системы специального образования в свете интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Психологическая готовность (отсутствие готовности) к интеграции в социум ребенка – инвалида.

Значение психологической интеграции ребенка – инвалида в среду здоровых сверстников. Признание прав лиц с отклонениями в развитии на предоставление или равных с другими возможностей в разных областях жизни. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование): (проект) о реализации программы интегрированного обучения.

Нормативно-правовая документация по оказанию детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной, профилактической и другой специализированной помощи.

Внешние и внутренние условия, обеспечивающие эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.