2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик
Практика как эффективная форма подготовки бакалавров призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических компетенций в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы с младшими школьниками. В связи с этим общей целью практики является - содействие становлению компетентности бакалавров в области решения профессиональных задач в условиях избранной профессиональной деятельности, овладение опытом реализации целостного образовательного процесса.
Организация практики в начальной школе имеет свою специфику и в зависимости от вида практика ранжируется по своим задачам, содержанию, требованиям к ее организации и соотносится с видами профессиональной деятельности.
Задачами учебной практики являются:
в области педагогической деятельности:
изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
ознакомление с нормативными документами и соответствующими формами отчетности учителя начальных классов;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение потребностей детей и родителей в культурной деятельности и оказание помощи учителю в организации мероприятий;
Разделом учебной практики является научно-исследовательская работа.
Задачи в области научно-исследовательской деятельности:
- формирование первичных базовых исследовательских умений (ознакомление с основными методами и приемами исследовательской работы, методами анализа, синтеза и обработки научной информации);
- отбор и использование диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей ребенка как ученика;
- отслеживание результативности освоения ребенком образовательной программы, выявление его достижений и проблем;
- выступление по результатам проведенного исследования с докладом на конференции.
Задачи производственной (педагогической) практики:
в области педагогической деятельности это:
- планирование и осуществление процесса обучения с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности ребенка;
- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;
- организация контроля за результатами обучения и воспитания и применение современных средств оценивания результатов обучения;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
в области культурно-просветительской деятельности:
– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
– профилактика здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений.
в области научно-исследовательской деятельности:
– овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;
- исследование проблемы в области образования, воспитания и психологии младших школьников, определение вместе с руководителем гипотезы исследования, выбор соответствующих методов ее доказательства;
– анализ, обработка и интерпретация собранной информации по поставленной задаче (гипотезе);
– решение поставленной задачи (гипотезы) и оценка ее результатов;
– представление результатов научно-исследовательской деятельности.
Ценностный смысл учебной и производственной практик для бакалавра в процессе обучения в ВУЗе состоит в том, что он овладевает опытом реализации целостного образовательного процесса в начальной школе в условиях реальной профессиональной деятельности.
- Организация практики в начальной школе
- Оглавление
- Введение
- 1. Роль практики в условиях многоуровневого образования
- 2. Основные требования к организации практики в университете
- 2.1. Место учебной и производственных практик в структуре общеобразовательной программы университета
- 2.2 Цели и задачи учебной и производственной (педагогической) практик
- 2.3. Формы и место проведения практики
- 2.4. Основные требования к организации практики по направлению подготовки
- Организация работы студента-практиканта
- 2.4. Функции руководителя практики, групповых руководителей и методистов.
- 3. Учебная практика на 2 курсе
- 3.1. Содержание учебной практики
- Виды учебной работы на практике
- II. Основной этап
- Раздел 1. Методическая и профориентационная работа
- Раздел 2. Научно-исследовательская работа студентов
- III. Заключительный этап
- 3.2. Отчетная документация
- 4. Производственная (педагогическая) практика на 3 и 4 курсах
- 4.1. Содержание производственной практики на 3 курсе
- Раздел 2. Профориентационная работа
- III. Заключительный этап
- 4.2. Отчетная документация
- 4.3. Содержание производственной практики на 4 курсе
- 4.4. Отчетная документация
- 5. Методика переаттестации практики (для студентов заочной и заочной (сокращенной) форм обучения)
- 6. Требования к критериям оценки студентов-практикантов
- 7. Приложения. В помощь студенту-практиканту
- 7.1. Требования к ведению педагогического дневника
- Примерная схема информационной справки о школе
- Примерная схема информационной справки о классе
- 7.2. Требования к заполнению индивидуального плана
- 7.3. Структура конспекта зачетного воспитательного мероприятия
- 7.4. Рекомендации к подготовке внеклассного мероприятия
- 7.5. Методические рекомендации к анализу воспитательного мероприятия
- 1. Общие сведения:
- 2. Анализ подготовки мероприятия
- 3. Анализ содержания и методики проведения мероприятия
- 4. Общая оценка мероприятия.
- 7.6. Критерии оценки письменных работ и устных ответов младших школьников
- Оценка письменных работ и устных ответов по математике
- Оценка письменных работ по русскому языку
- 7.7. Подготовка студента-практиканта к уроку и структура конспекта зачетного урока Подготовка к уроку складывается из двух органических между собой этапов:
- Алгоритм подготовки студента к конкретному уроку.
- Тема урока по … «…»:
- 7.8. Методические рекомендации к анализу уроков Методические рекомендации к анализу урока русского языка.
- Методические рекомендации к анализу урока математики
- Методические рекомендации к анализу урока окружающего мира
- Методический анализ урока трудового обучения (технологии)
- 7.9. Критерии оценки за зачетный урок студента-практиканта
- 7.10. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности ребенка
- Требования к характеристике личности ребенка
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
- 7.11 Методические рекомендации по составлению характеристики классного коллектива
- Требования к оформлению характеристики
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса
- 7.12. Примерная схема отчета студента по итогам педагогической практики
- 7.13. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.14. Список литературы