Программа учебной практики
Объяснительная записка
Учебная (педагогическая) практика на факультете ИЯ и МК играет особую роль в системе подготовки специалистов как средство развития педагогических умений и способностей студента и формирования профессиональных навыков, обеспечивающих успешность работы выпускника факультета в школе.
В основу разработки системы обучения студентов положена профессиограмма учителя иностранного языка (ИЯ), т.е. определенная сумма профессиональных умений и навыков учителя. Эти умения и навыки должны быть развиты до определенного уровня, чтобы обеспечивалось нормальное и плодотворное выполнение учителем всех его функций.
Профессиональную деятельность учителя ИЯ в его обучающей функции можно условно разложить на три основные компонента: владение ИЯ, способность к решению методических задач, способность организовать учебный процесс.
Владение ИЯ. Анализ этого компонента показывает, что от учителя ИЯ требуется способность к адаптации, способность оперировать практическими и теоретическими знаниями в соответствии с условиями своего функционирования в данный момент. При этом следует различать речевую и языковую адаптацию.
При речевой адаптации понимается способность к иноязычной речевой деятельности, соответствующей данным условиям в предусмотренных или непредусмотренных в уроке ситуациях. Под языковой адаптацией следует понимать способность мобилизировать свои теоретические знания из различных областей языка и сообщить их учащимся в форме, соответствующей цели сообщения и уровню подготовки класса. Это значит, что учитель должен уметь правильно выбрать иноязычные формы общения с учащимися, использовать все возможности, чтобы говорить с ними на иностранном языке, суметь сообщить детям в нужный момент и в доступной форме сведения по лексикологии, страноведению и т.п., реагировать на ошибки учащихся. При этом речь учителя должна строго соответствовать нормам литературного языка.
Названные умения должны прививаться студентам еще до того, как они приступят к педпрактике, а затем планомерно развиваться и совершенствоваться во время педпрактик. К концу обучения в вузе способность к речевой и языковой адаптации должна быть в общих чертах сформирована.
Методическая подготовка. Учитель должен уметь решать конкретные методические задачи по обучению различным видам речевой деятельности в соответствии с условиями обучения. Студент-выпускник также должен обладать способностью находить линию профессионального («методического») поведения, адекватную создавшейся методической обстановке, а не только перенимать опыт или давать уроки по готовым разработкам.
Успешная деятельность во время педпрактики может быть обеспечена, если студент приучен вдумываться в психологические, дидактические и методические составляющие каждой конкретной учебной ситуации, а также если он способен анализировать свою деятельность на высоком психолого-методическом уровне. Поэтому одним из эффективных приемов в период педпрактики является развитие способности студентов к анализу деятельности учителя и студентов, а также к самоконтролю, самоанализу и самокорректированию. Эти способности обеспечивают обратную связь, без которой немыслима успешная деятельность любой обучающей системы. Обучение анализу различных видов учительской деятельности, в основном анализу урока, проводится по определенной системе.
Организаторская функция учителя сложна. Она включает в себя конструктивную деятельность, в частности планирование учебного процесса, обеспечение контакта с классом, умение организовать учебную деятельность учащихся и т.п.
Эта область учительского мастерства во многом обеспечивается достаточным развитием умений, относящихся к первым двум компонентам. Так, умение выбрать доступную для учащихся иноязычную форму обращения к классу обеспечивает контакт с ним. Глубокое понимание учителем методической задачи и умение ее реализовать обеспечивает организацию учебной деятельности учащихся.
Одним из основных звеньев в группе задач, относящихся к формированию умений, входящих в этот компонент профессиональной деятельности учителя, является обучение планированию.
Умение планировать материал на полугодие, четверть, потемно и поурочно – сложное умение, представляющее собой синтез современной теории методики и практического опыта. Умение планировать учебный процесс должно приобретаться студентами на основе знания теоретического курса методики, понимания методических проблем, общей педагогической и лингвистической подготовки в стенах университета и в период педпрактики, на этапе продуктивной деятельности студента под руководством учителя-предметника и методиста.
Сказанное выше определяет цели, задачи и содержание педагогических практик студентов 4 (по основному иностранному языку) и 5 курсов факультета ИЯ и МК(по второму иностранному языку).
Цели и задачи практики
Учебная практика (практика по основной специальности) проводится в VII семестре 4 курса с отрывом от учебных занятий. Место проведения педпрактики – общеобразовательные средние школы, лицеи, гимназии. Длительность педпрактики – 4 недели, примерные сроки проведения – февраль-март (третья школьная учебная четверть). Ее основными целями являются:
- обучение студентов планированию учебного материала, составлению планов-конспектов уроков, проведению и анализу уроков ИЯ, умению сочетать в уроке практические и воспитательные задачи;
- реализация на практике знаний, умений и навыков, приобретенных студентом по теоретическим курсам педагогики, психологии, методики на занятиях по практике второго иностранного языка;
- знакомство студента с работой учителя-предметника и классного руководителя;
- приобретение студентом некоторого опыта организации учебного процесса по ИЯ, планирования уроков ИЯ и их проведения;
- приобретение у студента интереса к педагогической профессии;
- развитие самостоятельности студента и его творческих способностей.
Содержание практики
В период учебной практики студент должен приобрести способность к решению определенного круга практических задач по 3 компонентам профессиональной деятельности учителя – языковая подготовка, методическая подготовка, организационная деятельность – в пределах одной параллели. В начале педпрактики планирование и проведение уроков во многом определяется «подсказом» учителя и методиста, рекомендаций «Книги для учителя», по аналогии со знакомым образцом, т.е. развитие методических умений идет от слепого подражания образцу к попыткам самостоятельного решения конкретных методических задач. Конкретно в содержание педпрактики входит:
- ознакомление студента с постановкой учебно-воспитательной работы в 5-11 классах
- ознакомление студента с постановкой преподавания предмета ИЯ в 5-11 классах, изучение опыта работы учителя ИЯ;
- подготовка и проведение студентом уроков по предмету (ИЯ) в закрепленном за ним классе;
- проведение студентом внеклассной работы по предмету в закрепленном за ним классе;
- выполнение студентом обязанностей помощника классного руководителя в закрепленном за ним классе;
- посещение студентом уроков и иных мероприятий других студентов-практикантов, а также участие в их анализе;
- составление студентом психолого-педагогической характеристики одного ученика;
- участие студента-практиканта в общественной жизни школы;
- оформление студентом отчетной документации и участие в итоговой конференции.
Организация практики
1. Общее руководство педпрактикой осуществляет факультетский (кафедральный) руководитель педпрактикой. Прямыми руководителями педпрактики являются групповой руководитель практики (он же методист по предмету), учитель-предметник, педагог-психолог и классный руководитель.
2. Педпрактика начинается с установочной конференции на факультете.
3. В день выхода студентов в школы организуется встреча-беседа с представителем школьной администрации (директором или завучем), учителем-предметником и классными руководителями.
4. За студентом закрепляется один из 5-11-х классов, в котором он проходит учебную и воспитательную практику.
Примечание. Старшие классы берутся для прохождения педпрактики в порядке исключения. При этом должны быть обеспечены такие условия, чтобы студент проводил не менее трех уроков в неделю.
5. Первая неделя педпрактики (ознакомительная, пассивная) отводится на ознакомление студента со школой и закрепленным за ним классом, на планирование им своей работы на весь период практики, на подготовку к первым урокам по предмету. К концу первой недели студент предоставляет групповому руководителю практики и педагогу-психологу проект своего индивидуального плана прохождения педпрактики. Откорректированный и надлежащим образом оформленный план утверждается подписями руководителей практики.
6. Начиная со второй недели педпрактики студент приступает к выполнению обязанностей учителя-предметника и помощника классного руководителя (основная часть практики).
7. Как учитель-предметник студент проводит уроки, делает необходимые записи в классном журнале, проверяет тетради учащихся, ведет внеклассную работу по предмету, а также посещает уроки и внеклассные мероприятия других студентов-практикантов и принимает участие в их анализе.
Приступив к проведению уроков по предмету, студент дает не менее трех уроков в неделю. В течение второй недели педпрактики студент проводит так называемые пробные уроки, которые разбираются, но не оцениваются. Начиная с третьей недели практики любой урок может быть контрольным, т.е. после разбора может быть оценен. Число контрольных уроков должно быть не менее трех.
На своих уроках студент должен испробовать себя в обучении лексике и грамматике, диалогическому и монологическому говорению, аудированию и чтению текстов. Он должен также использовать картинки, таблицы, звуковые и экранные пособия, видеофильмы.
В плане внеклассной работы по предмету студент занимается с отстающими учащимися, выступает перед учащимися на страноведческие темы, помогает в оформлении кабинета иностранного языка и др.
В плане общего знакомства с постановкой преподавания предмета за период практики студент должен посетить у учителей-предметников не менее шести уроков.
8. В качестве помощника классного руководителя студент-практикант проверяет еженедельно дневники учащихся, проводит классный час, а также выполняет разовые задания классного руководителя. Одно воспитательное мероприятие проводится как контрольное, т.е. на оценку.
9. Для проведения всех учебно-воспитательных мероприятий практикант составляет план-конспект проводимого мероприятия: урока, классного часа и т.д. Без плана на уроках практикант не имеет права проводить ни одного учебного или воспитательного мероприятия.
10. Все студенты ведут дневник педпрактики, который имеет четыре части: «Общая часть», «Работа по предмету», «Воспитательная работа» и «Психологические наблюдения».
11. В последнюю неделю в школе проводится заключительная беседа, на которой руководители практики подводят ее итоги, дают характеристику работы каждого практиканта и объявляют оценки за учебную и воспитательную работу, а также итоговую оценку за педпрактику.
Обязанности студента-практиканта
Студент-практикант обязан:
а) активно включиться в работу по выполнению программы практики; вести дневник педпрактики;
б) находиться в школе в соответствии с временным режимом, устанавливаемым из расчета 6 часов в день;
в) соблюдать внутренний распорядок школы, выполнять распоряжения школьной администрации и руководителей педпрактики;
г) заблаговременно являться на все мероприятия, которые он должен проводить и на которых он должен присутствовать;
д) все уроки и другие мероприятия проводить, имея при себе надлежаще оформленный план-конспект данного мероприятия;
е) в случае заболевания своевременно поставить об этом в известность руководителей практики;
ж) в свободное от своих уроков и иных мероприятий время посещать уроки и иные мероприятия других студентов-практикантов, а также уроки и иные мероприятия штатных учителей-предметников и классных руководителей.
Примечание. Разрешить студенту временное отсутствие на практике может только групповой руководитель.
Отчетность по практике
В последнюю неделю практики студент оформляет и сдает следующую документацию. Групповому руководителю сдаются:
Письменный отчет о прохождении педпрактики (см. ниже);
План одного урока по предмету;
Отзыв на бланке, подписанный директором школы и классным руководителем и заверенный школьной печатью;
Педагогу-психологу сдаются:
Психолого-педагогическая характеристика одного ученика (класса);
План-конспект контрольного мероприятия по воспитательной работе.
Отчетная документация сдается не позднее одной недели после окончания
педпрактики.
Письменный отчет о прохождении педпрактики составляется по следующей схеме:
Заглавие отчета (кто, где, когда);
Проведение уроков по предмету (сколько, в каком классе, что отрабатывалось, какие средства обучения использовались, что особенно удалось, что вызвало затруднение и т.д.);
Посещение уроков по предмету у учителей-предметников (сколько, у кого, в каких классах);
Внеклассная работа по предмету (что сделано);
Общее впечатление о практике, выводы для себя, критические замечания и предложения.
Оценка практики
За педпрактику студенту выставляется одна итоговая оценка – дифференцированный зачет. Итоговая оценка выводится с учетом оценок за учебную и воспитательную работу и анализ уроков с учетом проделанной студентом-практикантом общественной работы, с учетом проявленной им активности и самостоятельности и общим отношением к делу. Итоговая оценка может быть снижена за неполное выполнение программы педпрактики (например, за невыполнение минимума посещений уроков учителей-предметников), за нарушение рабочей дисциплины, за задержку с предоставлением отчетной документации.
В зачетную книжку студента итоговую оценку проставляет групповой руководитель педпрактики.
Окончание практики
Педпрактика заканчивается проведением мини-конференции в школе в присутствии представителя администрации школы, учителей ИЯ, методистов, на которой подводятся итоги прохождения педпрактики данной группой студентов.
Заключительная конференция проводится на факультете, основная ее цель – обмен опытом работы.
- По дисциплине теория обучения иностранным языкам для студентов 3 и 4 курсов очной формы обучения
- 031201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
- Перечень материалов
- «Теория обучения иностранным языкам»
- Пояснительная записка
- 1. Требования гос впо к содержанию данной дисциплины
- 2. Цели и задачи дисциплины (профессиональные и образовательные)
- 3. Место дисциплины в структуре подготовки специалиста
- 4. Умения и навыки, приобретаемы студентами в процессе освоения данной учебной дисциплины
- 5. Формы контроля
- Учебная программа
- Тема 1. Введение в теорию обучения
- Тема 2. Новое в организациИ обучения иностранным языкам в школах Российской Федерации
- Тема 3. Проблема УровнЕй обученности
- Тема 4. Проблема выбора учебного пособия
- Тема 5. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка
- Тема 6. Обучение произношению
- Тема 7. Обучение лексике
- Тема 8. Обучение грамматике
- Тема 9. Обучение устной речи
- Тема 10. Обучение чтению на иностранном языке
- Тема 11. Обучение письму и письменной речи
- Тема 12. Новые формы работы в практике обучения иностранным языкам в средней школе
- Тема 13. Контроль в обучении иностранному языку
- Тема 14. Подготовка учителя к уроку
- Тема 15. Современные технические средства обучения иностранным языкам
- Тема 16. Внеклассная работа
- Тема 17.
- Тема 18. Когнитивно-коммуникативная направленность процесса обучения ия
- Рабочая учебная программа
- Планы и методические указания
- Список литературы
- Самостоятельной работы студентов
- VII семестр
- Тема 1. Введение в теорию обучения иностранным языкам.
- 1) Методика как учебная дисциплина.
- Тема 2. Новое в организации обучения иностранным языкам в школах рф.
- Тема 3. Цели и содержание обучения ия в средней школе (сш).
- Тема 4. Учебно-методические комплекты для обучения немецкому языку.
- Тема 5. Обучение произношению.
- Тема 6. Обучение лексике.
- Тема 7. Обучение грамматике.
- Тема 8.Урок иностранного языка.
- VIII семестр:
- Тема 1. Обучение устной речи.
- Тема 2. Обучение аудированию.
- Тема 3. Обучение чтению и письму.
- Тема 4. Проблема контроля в обучении ия в школе.
- Тема 5. Современные технические средства при обучении ия.
- Тема 6. Внеклассная работа по иностранному языку.
- Iх семестр:
- Тема 1. Новое в целях, содержании и технологии обучения иностранным языкам в среднем общеобразовательном учреждении на современном этапе жизни общества.
- Тема 2. Новые принципиальные подходы к процессу обучения ия в школе.
- Тема 3. Когнитивно-коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам.
- Требования к рейтинг-контролю Распределение учебного материала по модулям и критерии рейтинговой оценки
- VII семестр
- Тема 1. Обучение произношению.
- Тема 2. Обучение лексике.
- Тема 3. Обучение грамматике.
- VIII семестр
- Вопросы
- Вопросы к курсовому экзамену по дисциплине «Теория обучения ия»
- 4 Курс, 8 семестр
- 5 Курс, 9 семестр
- Тема 1. Новое в целях, содержании и технологии обучения иностранным языкам в среднем общеобразовательном учреждении
- Тема 2. Коммуникативно-ориентированное обучение слухопроизносительной системе иностранного языка
- Тема 3. Коммуникативно-ориентированное обучение лексическому аспекту иноязычной компетенции
- Тема 4. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматическому аспекту иноязычной компетенции
- Тема 5. Новое в обучении чтению и письму на иностранном языке в средней школе
- Тема 6. Система работы при обучении говорению на иностранном языке
- Тема 7. Новые виды и формы контроля при обучении иностранным языкам в школе
- Тема 8. Современные технические средства при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
- Тема 9. Особенности процесса обучения второму иностранному языку
- Иностранному языку
- По иностранному языку
- II. Вопросы к государственному экзамену
- Литература
- Программа учебной практики
- Рекомендуемая литература
- Тематика и указания по выполнению курсовых и дипломных работ
- Приложение Типовые тесты
- Перечень программного обеспечения Интернет-ресурсы