logo search
Специальная психология

Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2

  1. Понятие «аномальный ребенок», «дети с отклонениями в развитии», «дети с нарушениями развития».

  2. Этиология отклонений в развитии

  3. Дефицитарное развитие

  4. Недоразвитие и поврежденное развитие

  5. Задержанное психическое развитие

  6. Искаженное психическое развитие

  7. Дисгармоническое психическое развитие

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

  1. Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незря­чих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психиче­ском развитии.

  2. Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих.

  3. В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и сла­бовидящих?

  4. Каковы особенности формирования и развития наглядно-образ­ного мышления у детей с нарушением зрения?

  5. В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мы­шления незрячих и слабовидящих?

  6. Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения?

  7. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем за­ключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?

  8. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

  9. Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении?

  10. Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом?

  11. Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию.

  12. Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникно­вения)?

  13. В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Воз­растные аспекты формирования компенсации.

  14. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

  15. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабо­видящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?

  16. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?

  17. Какие особенности в формировании и развитии зрительного вос­приятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия.

  18. Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидя­щих детей?

  19. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?

  20. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориенти­ровке.

  21. Что составляет предмет сурдопсихологии?

  22. Какие существуют варианты нарушений слуха?

  23. Каковы причины нарушений слуха?

  24. В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?

  25. Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от вре­мени нарушений слуха?

  26. Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психиче­ское развитие детей с нарушением слуха?

  27. Какие сложные комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха

  28. Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?

  29. Как развивается психика глухого ребенка в преддошкольном и до­школьном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?

  30. Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успеш­ность в степени этого развития?

  31. Какие варианты в степени и характере развития словесной речи встречаются у глухих детей к концу дошкольного возраста? Какими при­чинами определяется разная успешность развития словесной речи у глу­хих детей к концу дошкольного возраста?

  32. Как развивается словесно-логическое мышление и словесная па­мять глухих детей в дошкольном возрасте? От каких причин зависит ус­пешность соответствующего развития?

  33. Что такое жестовая речь глухих людей? Каково ее происхождение? Как глухие дети с нарушением слуха овладевают жестовой речью?

  34. Чем различаются разговорная жестовая речь и калькирующая же­стовая речь? Какие компоненты составляют речь того и другого вида? Как строится высказывание в разговорной и калькирующей жестовой речи?

  35. Какими особенностями характеризуется жестовая речь в зависи­мости от уровня психического развития человека в целом и от степени его владения словесной речью?

 

Тема 3. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии

Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии

Семинарское занятие 3

  1. Общие закономерности психического развития, присущие нормальному и аномальному ребенку

  2. Специфические закономерности аномального развития

  3. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

  4. Внутрисистемная и межсистемная компенсация

  5. Псевдокомпенсация и сверхкомпенсация дефекта

 

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

Ответьте на вопросы:

  1. Как развиваются восприятие, образная память, наглядное мыш­ление у глухих детей в школьном возрасте в сравнении с развитием этих процессов у нормально слышащих школьников?

  2. Как развивается словесная речь у глухих школьников?

  3. Каковы особенности развития словесной памяти и словесно-логического мышления глухих школьников? От каких причин зависит более или менее совершенное развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте? Какими путями и средствами можно совершенство­вать развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте?

  4. Каковы особенности развития эмоций и чувств у глухих детей?

  5. Какие особенности личностного развития и межличностных от­ношений отмечаются у глухих детей, подростков и в юношеском возрасте?

  6. Каковы в будущем возможные достижения глухих детей в профес­сиональной и общественной деятельности?

  7. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психи­ческого развития?

  8. В чем специфика восприятия школьников с задержкой развития?

  9. Охарактеризуйте своеобразие памяти школьников с задержкой раз­вития.

  10. Какова динамика развития мышления в школьном возрасте?

  11. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задерж­кой психического развития.

  12. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников.

  13. Опишите основные черты динамики развития психической дея­тельности при задержке психического развития

Тема 4. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие

Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие

Семинарское занятие 4

  1. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка.

  2. Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей.

  4. Этиология отклонений интеллектуального развития

  5. Характеристика детей с церебрастеническими состояниями

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

 

Ответьте на вопросы:

  1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

  2. Каковы причины возникновения умственной отсталости?

  3. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?

  4. Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей?

  5. Каковы особенности мышления детей этой категории?

  6. Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью?

  7. Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей?

  8. Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей?

  9. В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у ум­ственно отсталых детей?

  10. Каковы особенности личности этой категории детей?

  11. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллек­туальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?

  12. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефек­тами».

  13. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

  14. Как построена клиническая классификация задержки психическо­го развития?

  15. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в ран­нем возрасте и проблемы ранней диагностики.

  16. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольни­ков с задержкой психического развития?

  17. Расскажите об особенностях моторики дошкольников.

  18. Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задерж­кой психического развития?

  19. Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.

  20. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?

  21. Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.

  22. Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психи­ческого развития?

  23. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольни­ков с задержкой развития?

Тема 4. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие

Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие

Семинарское занятие 4

  1. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка.

  2. Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

  3. Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей.

  4. Этиология отклонений интеллектуального развития

  5. Характеристика детей с церебрастеническими состояниями

 

Литература

  1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.

  3. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012

  4. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012. 

  5. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.

  6. Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

  7. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.

 

 

Сайты

 

Задания для самостоятельной работы

 

Ответьте на вопросы:

  1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

  2. Каковы причины возникновения умственной отсталости?

  3. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?

  4. Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей?

  5. Каковы особенности мышления детей этой категории?

  6. Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью?

  7. Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей?

  8. Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей?

  9. В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у ум­ственно отсталых детей?

  10. Каковы особенности личности этой категории детей?

  11. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллек­туальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?

  12. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефек­тами».

  13. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

  14. Как построена клиническая классификация задержки психическо­го развития?

  15. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в ран­нем возрасте и проблемы ранней диагностики.

  16. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольни­ков с задержкой психического развития?

  17. Расскажите об особенностях моторики дошкольников.

  18. Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задерж­кой психического развития?

  19. Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.

  20. Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?

  21. Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.

  22. Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психи­ческого развития?

  23. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольни­ков с задержкой развития?