Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
Понятие «аномальный ребенок», «дети с отклонениями в развитии», «дети с нарушениями развития».
Этиология отклонений в развитии
Дефицитарное развитие
Недоразвитие и поврежденное развитие
Задержанное психическое развитие
Искаженное психическое развитие
Дисгармоническое психическое развитие
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психическом развитии.
Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих.
В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и слабовидящих?
Каковы особенности формирования и развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения?
В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мышления незрячих и слабовидящих?
Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения?
Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?
Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении?
Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом?
Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию.
Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникновения)?
В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации.
Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабовидящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?
Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
Какие особенности в формировании и развитии зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия.
Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидящих детей?
Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?
В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке.
Что составляет предмет сурдопсихологии?
Какие существуют варианты нарушений слуха?
Каковы причины нарушений слуха?
В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?
Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушений слуха?
Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха?
Какие сложные комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха
Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?
Как развивается психика глухого ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?
Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успешность в степени этого развития?
Какие варианты в степени и характере развития словесной речи встречаются у глухих детей к концу дошкольного возраста? Какими причинами определяется разная успешность развития словесной речи у глухих детей к концу дошкольного возраста?
Как развивается словесно-логическое мышление и словесная память глухих детей в дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность соответствующего развития?
Что такое жестовая речь глухих людей? Каково ее происхождение? Как глухие дети с нарушением слуха овладевают жестовой речью?
Чем различаются разговорная жестовая речь и калькирующая жестовая речь? Какие компоненты составляют речь того и другого вида? Как строится высказывание в разговорной и калькирующей жестовой речи?
Какими особенностями характеризуется жестовая речь в зависимости от уровня психического развития человека в целом и от степени его владения словесной речью?
|
Тема 3. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии
Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии
Семинарское занятие 3
Общие закономерности психического развития, присущие нормальному и аномальному ребенку
Специфические закономерности аномального развития
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
Внутрисистемная и межсистемная компенсация
Псевдокомпенсация и сверхкомпенсация дефекта
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Как развиваются восприятие, образная память, наглядное мышление у глухих детей в школьном возрасте в сравнении с развитием этих процессов у нормально слышащих школьников?
Как развивается словесная речь у глухих школьников?
Каковы особенности развития словесной памяти и словесно-логического мышления глухих школьников? От каких причин зависит более или менее совершенное развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте? Какими путями и средствами можно совершенствовать развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте?
Каковы особенности развития эмоций и чувств у глухих детей?
Какие особенности личностного развития и межличностных отношений отмечаются у глухих детей, подростков и в юношеском возрасте?
Каковы в будущем возможные достижения глухих детей в профессиональной и общественной деятельности?
В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психического развития?
В чем специфика восприятия школьников с задержкой развития?
Охарактеризуйте своеобразие памяти школьников с задержкой развития.
Какова динамика развития мышления в школьном возрасте?
Расскажите об особенностях речи младших школьников с задержкой психического развития.
Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников.
Опишите основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития
|
|
|
Тема 4. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие
Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие
Семинарское занятие 4
Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка.
Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей.
Этиология отклонений интеллектуального развития
Характеристика детей с церебрастеническими состояниями
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».
Каковы причины возникновения умственной отсталости?
В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?
Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей?
Каковы особенности мышления детей этой категории?
Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью?
Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей?
Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей?
В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей?
Каковы особенности личности этой категории детей?
В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?
Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами».
Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.
Как построена клиническая классификация задержки психического развития?
Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.
Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития?
Расскажите об особенностях моторики дошкольников.
Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задержкой психического развития?
Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.
Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?
Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.
Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психического развития?
Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития?
|
|
|
|
|
Тема 4. Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие
Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие
Семинарское занятие 4
Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Органический дефект и развитие ребенка.
Изучение закономерностей и особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Первичная и вторичная симптоматика в развитии детей.
Этиология отклонений интеллектуального развития
Характеристика детей с церебрастеническими состояниями
Литература
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2011.
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. Том I . — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012
Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2012.
Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2013.
Сорокин В.М. Специальная психология /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии /Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2013.
Сайты
http://gbdoy49.ru/group4/blog_marii_alekseevny_ignat_evoj/special_naya_detskaya_psihologiya/
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы:
Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».
Каковы причины возникновения умственной отсталости?
В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?
Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей?
Каковы особенности мышления детей этой категории?
Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной недостаточностью?
Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей?
Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей?
В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей?
Каковы особенности личности этой категории детей?
В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?
Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами».
Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.
Как построена клиническая классификация задержки психического развития?
Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.
Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития?
Расскажите об особенностях моторики дошкольников.
Чем отличаются восприятие и внимание дошкольников с задержкой психического развития?
Опишите особенности памяти дошкольников с задержкой развития.
Каковы особенности развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?
Расскажите о речевом развитии дошкольников с задержкой развития.
Как развивается игровая деятельность детей с задержкой психического развития?
Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития?
|
|
|
|
|
- Актуализация
- Акцентуация характера – (от лат. Аccentus
- Амимия (от греч. A – отрицат. Частица и mimikos – мимика)
- Анамнез
- Бине—Симона тест
- Вербализм
- Госпитализм
- Деградация
- Дезадаптация
- Дейтеранопия (от греч. Deuteros – второй, an – отрицат. Частица и ops – глаз)
- Декомпенсация
- Деменция (от лат. Dementia – безумие)
- Инфантилизм
- Компенсация психологическая
- Коррекция отклоняющегося развития
- Коэффициент интеллекта, iq
- Кризисы возрастные
- Олигофрения
- Онтогенез
- Отклонения в психическом развитии ребенка
- Парциальный
- Патогенез
- Патологическое формирование характера
- Социализация
- Социально-психологическая интеграция
- Специальная психология
- Сурдопсихология (от лат. Surdus – глухой)
- Типология людей с нарушениями слуха
- Тифлопсихология (от греч. Typhlos – слепой)
- Умственная отсталость
- Функциональная система
- Чтение с губ
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Специальная психология, ее предмет, задачи и связь с другими науками
- Основные категории специальной психологии
- Методология специальной детской психологии
- Методы специальной психологии
- 1 Уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
- 1.3. Понятие «нормы» в поведении
- Тема 1. Семинар
- Тема 2. Лекция
- 2.1 История развития специальной психологии
- 2.2. Причины и классификация отклонений в развитии
- Группы отклонений психического развития
- Тема 2. Семинар Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Общие и специфические закономерности атипичного развития
- 3.2. Механизмы формирования системных отклонений
- Тема 3. Семинар Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии Семинарское занятие 3
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Психическое недоразвитие
- Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника
- Закономерности психического развития детей с нарушением интеллектуального развития
- Методы олигофренопсихологии
- Основные формы умственной отсталости
- Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недоразвитием интеллекта
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Специфика деятельности детей с умственной отсталостью
- 4.2. Задержанное психическое развитие.
- Тема 4. Семинар Общая характеристика детей с отклонениями интеллектуального развития: психическое недоразвитие, поврежденное развитие, задержанное психическое развитие Семинарское занятие 4
- Тема 5. Лекция
- 5.2. Определение и эпидемиология аутизма
- 5.3. Классификации аутизма
- 1. Разновидности:
- 2. Этиология:
- 3. Патогенез:
- 5.4 Эмоционально - волевые отклонения психического развития.
- 5.4.1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте.
- 5.4.2. Психопатия как форма эмоционально - волевого нарушения.
- Тема 5. Семинар Общая характеристика детей с искаженным развитием и нарушениями поведения Семинарское занятие 5
- Тема 6. Лекция
- Тема 6. Семинар Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 7. Лекция
- Тема 7. Семинар Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Семинарское занятие 7
- Перейти к списку литературы эбс
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии
- Тема 2. Общее понятие о видах нарушений психического развития Общее понятие о видах нарушений психического развития Семинарское занятие 2
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6
- Тема 6. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии Семинарское занятие 6